» » Эдип античная мифология и история. Эдип - античная мифология. энциклопедия Мифы древней греции эдип читать

Эдип античная мифология и история. Эдип - античная мифология. энциклопедия Мифы древней греции эдип читать

Однажды бездетный царь Фив Лай обратился к Дельфийскому оракулу с вопросом: родится ли у него ребенок, он ведь уже не молод? Оракул сказал, что у него родится сын, и этот сын убьет его. Ответ оракула ужаснул царя. Когда у него вскоре на свет появился сын, он приказал проколоть ему ноги и бросить в лесу. Но раб пожалел хорошенького мальчика и передал его пастуху. Пастух отнес младенца к царю Полибу в Коринфе. Бездетный царь взял его на воспитание и назвал Эдипом за распухшие от ран ноги.

Эдип вырос, возмужал, стал сильным, но ничего не знал о своем происхождении. Как-то один из гостей царя Полиба во время пира назвал его приемышем. Это замечание глубоко задело юношу. Он захотел узнать тайну своего рождения. Но приемные отец и мать ничего не могли ему толком рассказать. Тогда он отправился в Дельфы к оракулу, чтобы спросить у него. Ответ оракула был страшен, Эдип едва не лишился чувств, услышав его.

Тебе уготована ужасная судьба, Эдип,- сказал ему оракул.- Ты станешь убийцей своего отца. Потом ты женишься на собственной матери, у тебя от нее родятся дети. Их проклянут люди и боги. Их все будут ненавидеть.

Узнав такой приговор, Эдип решил не возвращаться к своим родителям, испугавшись предсказания оракула.

Он стал вечным скитальцем и жил там, где придется. Так он случайно оказался на дороге, которая вела в Фивы. Вдруг он услышал звук колесницы. Глашатай, правивший ею, грубо оттолкнул Эдипа, пригрозив ему кнутом. Эдип толкнул его в ответ. Но сидевший в колеснице старец со злобой ударил Эдипа посохом по голове. Тут Эдип рассвирепел, схватил посох и убил старика, потом расправился с глашатаем и слугами.

Никого не оставил в живых, только один раб сумел убежать. После этого Эдип продолжил свое путешествие и пришел в Фивы. Он не считал себя виновным, так как ни на кого не нападал, никого не хотел убивать, напали на него, а он защищался.

В городе царило всеобщее уныние. Прибежавший раб сообщил о гибели царя Лая, которого убил какой-то прохожий. Люди не знали, что и думать, кто и зачем это совершил. Но помимо этой беды, мучила город и другая: страшный Сфинкс поселился возле Фив на горе Сфин-гион и требовал себе человеческих жертв.

Посочувствовав горю граждан, Эдип захотел помочь им. Он решил пойти к ненасытному Сфинксу и выяснить, как можно освободиться от него.

Сфинкс был чудовищем с головой женщины, туловищем льва и гигантскими крыльями. Одним своим видом он пугал людей. Его на Фивы наслали боги, они же постановили, что он исчезнет, когда кто-нибудь сумеет решить его загадку, которую он загадывал всем, кто проходил мимо горы Сфингион. Загадка была настолько непонятна, что никто не мог разгадать ее. Тогда Сфинкс до смерти сжимал в своих объятиях несчастного.

Эдип безбоязненно подошел к Сфинксу, и тот сразу начал говорить:
- Ответь мне на вопрос, путник, кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из живых существ не изменяется так, как он. Но странно, когда существо передвигается на четырех ногах, то у него меньше всего сил и еще он очень медлительный. Ответишь, останешься в живых, нет, пеняй на себя.

Эдип недолго размышлял:
- Несложная у тебя загадка, Сфинкс. Вот тебе ответ на нее. Это человек. В младенческом возрасте он медленно ползает на четырех ножках, когда взрослеет, ходит на двух, а к старости, когда силы покидают его, он опирается на посох.

Едва он произнес ответ, как страшный Сфинкс взмахнул крыльями, взлетел и с высоты бросился в море. Так было предписано ему богами. Он должен был погибнуть, если кто-либо из людей решит его загадку.
Вернулся в Фивы Эдип и рассказал жителям о своей победе над Сфинксом. Обрадовались они, не знали, как им благодарить незнакомца, который избавил город от страшной напасти. И вместо убитого Лая провозгласили Эдипа своимцарем. Еще ранее им было указано, что царем Фив станет тот, кто спасет город и его жителей от Сфинкса.

Став царем в Фивах, Эдип женился на вдове царя Лая Иокасте, и от нее появились у него две дочери, Антигона и Йемена, и двое сыновей, Этеокл и Полиник. Гак сбылось предсказание Дельфийского оракула: Эдип убил своего родного отца, женился на своей матери и с ней произвел на свет детей.

Со сфинксом мы встречаемся в четвёртой книге. Надо отметить, что со стороны Джоан Роулинг было весьма нестандартным решением поместить именно это существо в волшебный лабиринт. Ведь до этого мы сталкивались с персонажами, наиболее характерными для мифологии народов Западной Европы или Индии (что случалось реже, но бывало и такое). Конечно, насколько бы самобытен народ не был, все эти его божества, герои и чудища обязательно имеют определённые качества, присущие любому «правильному» божеству, герою или чудищу.

Но сфинкс – это существо очень и очень колоритное. И у любого человека он ассоциируется со своей родиной - с Египтом. Потом можно уже вспомнить, что сфинкс встречается и в древнегреческих легендах.
И всё же сложно найти чудовище с более древней историей, чем у сфинкса. Это величественное создание с телом льва и головой человека порождало различные легенды на протяжении более чем 5000 лет. Его изображение часто ассоциировалось с разливом Нила, который приносил жизнь иссушенной египетской пустыне. Сам сфинкс в Древнем Египте является символом мудрости, силы, благородства и королевской власти. В средние века он стал олицетворением загадочности, таинственности, чего-то сверхъестественного.
Статуи сфинксов охраняли большинство египетских гробниц и храмов. Считалось, что своим видом это существо отпугнёт затеявшего недоброе по отношению к святыне. Мне посчастливилось побывать непосредственно у этого огромного памятника. И выражение лица сфинкса действительно можно сравнить с ликом знаменитой Джоконды, ибо в его взгляде присутствует что-то отталкивающие, едва уловимое… Достаточно сказать, что «Сфинкс» по-арабски звучит как «Абу эль-Хол», что означает «отец ужаса».
Самая известная египетская статуя сфинкса – это расположенный в пустыне в районе плато Гизы Великий Сфинкс,изображение которого присутствует в любомшкольном учебнике по истории Древнего Мира. Сие грандиозное
сооружение насчитывает 240 футов (около 73 м.) в длину и 66 футов (или 20 м.) в ширину. Возраст этого сфинкса составляет более 4500 лет, его колоссальное львиное тело, вырезанное из известняка, венчает голова египетского фараона. Большинство историков считает, что эта статуя посвящена египетскому фараону Хефрену (сын Хеопса), чья пирамида расположена неподалёку. Рядом располагаются пирамиды Хеопса и Микерина (сын Хефрена). Итак, эти три гробницы Великий Сфинкс и охраняет.
Из Древнего Египта миф о сфинксе, переправившись через Средиземное море, распространился по Месопотамии и Древней Греции. В этих странах получеловек-полулев стал воплощением злых сил, часто он ассоциировался не только с преисподней, но и с бессмысленной жестокостью и разрушением. Греки говорили, что трон бога Зевса, установленный на Олимпе – священной
горе, где обитали боги, был украшен изображением кольца из сфинксов, держащих в пастях маленьких детей. Другие греческие и римские сфинксы изображались разрывающими свои жертвы на части или просто терзающие их бренные останки.

Анатомия сфинкса так же менялась с продвижением на северо-запад: в Месопотамии мифическое чудовище часто изображалось с головой барана или орла; в Греции оно наделялось крыльями, а также лицом и грудью женщины. И хотя у сфинкса, встреченного Гарри Поттером во время Турнира Трёх Волшебников, нет крыльев, он наверняка происходит из Греции. И не только потому, что у него женское лицо, сколько по причине того, что свой ум он использует для сохранения тёмных тайн, подобно сфинксу из древнегреческого мифа об Эдипе.

Миф об Эдипе и Сфинксе
У фиванского царя Лая родился сын, которого жестокий отец решил бросить в лесу на растерзание зверям. Однако раб Лая и раб Полиба, коринфского царя, спасают мальчика и отдают Полибу, который и называет его Эдипом. Однажды Эдип, уже возмужавший, узнаёт тайну своего рождения и, не добившись объяснений от приёмных родителей, отправляется в странствие для выяснения своего происхождения.
Дорога приводит Эдипа в Фивы, где по неизвестной ему причине царит великое уныние. Вскоре странник узнаёт, что страшное чудовище Сфинкс, порождение Грифона и Ехидны, обитает на горе Сфингион около города. Всё чаще и чаще требовала кровожадная тварь себе жертв. И Эдип решает избавить Фивы от страшного бедствия.
Он идёт к Сфинксу. Страшное чудовище с головой женщины, туловищем льва и размашистыми крыльями, задаёт всем проходящим сложную загадку, рассказанную музами. По велению великих богов Сфинкс находится здесь и не уйдёт никогда, если не получит от какого-нибудь путника ответ на свой вопрос. И всех, кто неверно ответил, чудище убивало своими острыми когтями. Но решили боги: получив отгадку, оно само погибнет.
Эдип, не испугавшись участи своих предшественников, пришёл к Сфинксу. И предложил Сфинкс свою загадку:
- Ответь мне: кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх? Только он так изменяется. Если ходит он на четырёх ногах, то сил у него меньше и двигается он медленнее, нежели в другое время.
И ответил тотчас Эдип:
- Это человек. В младенчестве своём, когда ещё только утро существования его, он медленно ползает на четвереньках, слабый и беззащитный. В середине жизни, т. е. днём, человек твёрдо ходит на двух ногах. В старчестве же, под вечер жизни своей, он вынужден ходить с клюкой, т.е. на трёх ногах.
Бросился тогда Сфинкс со скалы в море и разбился об острые скалы, ведь правильно Эдип ответил ему.
Возрадовались жители Фив возвращению своего героя, и провозгласили они Эдипа царём...

Вам, уважаемые читатели, вероятно, после этого мифа сразу же должен вспомниться эпизод с загадкой Сфинкса из лабиринта («Гарри Поттер и Огненная Чаша»). Очевидно, что он перекликается с уже известной вам историей об Эдипе, и Дж. Роулинг, конечно, взяла её за основу.
Само слово «сфинкс» происходит от греческого «сфингейн», означающего «сдавливать, душить». И, кстати, “Сфинкс” по-арабски звучит как «Абу эль-Хол», что означает «отец ужаса».
Не смотря на утверждения некоторых средневековых авторов, нет никаких доказательств того, что древние египтяне, жители Месопотамии или греки считали сфинкса реально существующим животным. Их легенды, искусство и литература всегда описывают сфинкса как мифическое существо, символизирующее силу и тайное знание. Однако это не остановило более поздних исследователей: например, зоолог XVII века Эдвард Топселл утверждал, что реальный прототип сфинкса – это эфиопская обезьяна, отличающаяся необычной внешностью. В честь таких научных наблюдений, приведших к неверным выводам, позднее был назван вид обезьян – сфинкс бабуин.

Так как Лаю была предсказана Аполлоном смерть от руки собственного сына, он велел жене бросить новорождённого на горе Киферон, проколов ему булавкой сухожилия у лодыжек. Однако пастух, получивший ребенка от царицы Иокасты и не знавший истинной причины такого решения, сжалился над новорожденным и отдал его коринфскому пастуху, с которым встречался на горных выгонах. Тот отнёс ребенка своему бездетному царю Полибу, назвавшему мальчика Эдипом («с опухшими ногами») и воспитавшему его как родного сына. Однажды, когда Эдип уже был взрослым юношей, какой-то подгулявший житель Коринфа обозвал его подкидышем, и, хотя приёмные родители всячески успокаивали сына и не открыли ему тайну его рождения, Эдип решил отправиться в Дельфы, чтобы спросить оракула Аполлона о своём происхождении. Оракул вместо ответа дал Эдипу прорицание, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, который он считал своей родиной, Эдип отправился искать счастье на чужбине. По пути из Дельф, на перекрестке трёх дорог, ему повстречался какой-то знатный мужчина на колеснице в сопровождении слуг. В завязавшейся дорожной ссоре незнакомец ударил Эдипа по голове тяжелым скипетром, и в ответ разъяренный юноша дорожным посохом убил нападающего, его возницу и всех, как ему казалось, слуг. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был он) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников. Эдип, продолжая путь, подошёл к Фивам и отгадал загадку обосновавшейся у городских стен чудовищной Сфинкс . В благодарность за избавление Фив от продолжительного бедствия фиванские граждане сделали Эдипа своим царем и дали в жены вдову Лая. Единственный свидетель встречи Эдипа с Лаем слуга, принесший известие о нападении разбойников, после воцарения Эдипа в Фивах отпросился у Иокасты на дальнее пастбище и больше в городе не показывался. Так исполнилось пророчество, данное Эдипу в Дельфах, хотя ни он сам, ни Иокаста об этом не подозревали и около 20 лет вели счастливую супружескую жизнь, во время которой родились четверо детей: Полиник , Этеокл , Антигона , Исмена . Только по прошествии длительного срока, когда Фивы были поражены моровой язвой и дельфийский оракул потребовал изгнания из Фив неразысканного убийцы Лая, Эдип в процессе выяснения обстоятельств давнего преступления сумел установить, чей он сын, кого убил и с кем находился в браке. Он выколол себе глаза золотой застежкой, снятой с платья повесившейся Иокасты и со временем был изгнан из Фив. Сопровождать слепого отца вызвалась преданная ему, несмотря на весь открывшийся позор, Антигона. После долгих скитаний Эдип доходит до священной рощи Эвменид в аттическом поселении Колон, где ему по давнему предсказанию суждено проститься с жизнью. Приютившему его Тесею Эдип открывает тайну, что в грядущих столкновениях афинян с фиванцами победа будет принадлежать той стороне, в чьей земле Эдип найдёт последнее прибежище. Пытающийся увлечь Эдипа обратно на родину брат Иокасты Креонт получает суровый отпор со стороны Тесея. Не находит сочувствия у Эдипа и Полиник, явившийся к нему за благословением в борьбе против брата Этеокла: Эдип проклинает обоих сыновей, изгнавших его из Фив, и предсказывает им взаимную гибель в предстоящем сражении. Удары грома дают понять Эдипу, что его ждут владыки подземного мира. Ведомый какой-то силой свыше, он сам находит путь к месту своего успокоения и разрешает лишь Тесею присутствовать при своей безболезненной кончине: Эдипа поглощает разверзшаяся земля, и место, где это произошло, остаётся вечной тайной, которую Тесей имеет право только перед смертью передать своему наследнику. В таком варианте миф об Эдипе известен по трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». Другие источники сохранили более ранние или местные версии мифа. В одном из вариантов мифа родители не подбрасывают Эдипа на Кифероне, а опускают в ковчежке в море, и волна прибивает его к берегу у того же Коринфа или у Сикиона; здесь ребенка подбирает жена местного царя, занятая стиркой белья (Schol. Eur. Phoen. 26-28, Hyg. Fab. 66, 67). Способ спасения Эдипа, изложенный Софоклом (передача ребенка одним пастухом другому), является изобретением поэта; по другим версиям, Эдипа находят пастухи (среди которых он вырастает) или случайный прохожий, т.е. люди, не знающие о месте его рождения. Существенно различаются и обстоятельства его встречи с Лаем и прибытия в Фивы. Согласно одному из вариантов, Эдип отправляется на поиски упряжки, похищенной у коринфского царя, которого он считает отцом, при этом он сталкивается с незнакомым ему Лаем и убивает его, после чего благополучно возвращается к Полибу, сняв с убитого пояс и меч. Впоследствии уже став царем Фив, Эдип однажды проезжает с Иокастой мимо места, где произошло убийство, сообщает о нём жене и в доказательство показывает взятые тогда трофеи. Иокаста узнает в своём новом супруге убийцу прежнего, но не открывает ему тайну и тем более не подозревает в Эдипе некогда подброшенного сына (Schol. Eur. Phoen. 1760). В этой связи особое значение приобретает версия, в которой применительно к Эдипу разрабатывается мотив богатырского сватовства: Креонт, оставшийся правителем Фив после гибели Лая, назначает руку овдовевшей царицы вместе с царским престолом в награду тому, кто избавит город от Сфинкс. На этот призыв откликается Эдип и побеждает чудовище в сражении (Eur. Phoen. 45-52). Состязание со Сфинкс в умственных способностях заменяет первоначальную физическую победу над ней, вероятно, не раньше 7 в. до н.э., в эпоху расцвета нравоучительных жанров и всякого рода загадок и фольклорных головоломок.

Значительно отличаются от софокловской версии также варианты предания о происхождении детей Эдипа. Согласно «Одиссее» (XI 271-280), боги скоро открыли тайну кровосмесительного брака Эдипа, вследствие чего его мать (у Гомера она зовется Эпикастой) повесилась, а Эдип продолжал царствовать в Фивах и умер, преследуемый эриниями. Вторую жену Эдипа аттический автор нач. 6 в. до н.э. Ферекид (frg. 48) называет Эвриганией и от этого брака производит четырех детей Эдипа, упомянутых выше.

Первоначальным ядром мифа об Эдипе следует, очевидно, считать древнейший фольклорный мотив о сражении не узнавших друг друга отца с сыном, в том же варианте, при котором сын побеждает отца как более молодой и сильный соперник. Этот сюжет восходит к периоду матрилокального брака, когда сын не может знать своего отца, ибо воспитывается в роду матери, при достижении зрелости отправляется на поиски отца, и, не узнав его, вступает в сражение с ним. На греческой почве такой мотив в наиболее чистом виде засвидетельствован в мифе о гибели Одиссея в сражении с Телегоном, его не узнанным сыном от Кирки; вариантом того же мотива можно считать смерть Акрисия от руки его внука Персея, выросшего на чужбине.

В случае с Эдипом матрилокальный брак заменяется воспитанием подброшенного младенца вдали от места рождения, что в конечном счёте приводит к тому же результату; обычному в таких случаях посмертному «узнаванию» отца в упомянутых выше вариантах мифа об Эдипе соответствует опознание Иокастой в Эдипе убийцы её первого мужа.

Лит .: Аверинцев С.С., К истолкованию символики мифа об Эдипе, в сб.: Античность и современность, М., 1972; Пропп В.Я., Эдип в свете фольклора, в его кн.: Фольклор и действительность, М., 1976; Robert C., Oidipus, Bd. 1-2, B., 1915; Deubner L., Oedipusprobleme, B., 1942; Webster T.B.L., The tragedies of Euripides, L., 1967; Astier C., Le mythe d’Oedipe, P., 1974; Ярхо В.Н., «Эдипов комплекс» и «Царь Эдип» Софокла, «Вопросы литературы», 1978, № 10.

В .Н . Ярхо

Миф об Эдипе (в античной литературе разработанный также Сенекой в «Эдипе» и Стацием в «Фиваиде») был объектом аллегорического истолкования в средневековой литературе. К образу Эдипа обращались Вольтер («Эдип»), Шелли («Эдип - царь») и др.

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 657-659.

Гюстав Моро, 1864 год

Эдип, (Οίδιπους) – потомок Кадма, из рода Лабдакидов, сын фиванского царя Лая и Иокасты, или Эпикасты, излюбленный герой греческих народных сказаний и трагедий, ввиду множества которых очень трудно представить миф об Эдипе в его первоначальном виде.

Согласно наиболее распространенному сказанию, оракул предсказал Лаю о рождении сына, который убьет его самого, женится на собственной матери и покроет позором весь дом Лабдакидов. Поэтому, когда у Лая родился сын, родители, проткнув ему ноги и связав их вместе (отчего они опухли: Οίδιπους = с опухшими ногами), отослали его на гору Киферон.

В этом лесистом горном массиве на границе Мегариды и Аттики Эдипа нашел пастух, приютивший мальчика и принесший его затем в Сикион, или Коринф, к царю Полибу, который воспитал приемыша, как собственного сына. Получив однажды на пиру упрек в сомнительности происхождения, Эдип обратился за разъяснениями к оракулу и получил от него совет – остерегаться отцеубийства и кровосмешения.

Вследствие этого Эдип, считавший Полиба своим отцом, покинул Сикион. На дороге он встретил Лая, затеял с ним ссору и в запальчивости убил его и его свиту. В это время в Фивах производило опустошения чудовище Сфинкс, задававшее несколько лет подряд каждому загадку и пожиравшее всех, кто ее не отгадывал.

Эдипу удалось разгадать эту загадку (какое существо утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех? Ответ – человек), вследствие чего Сфинкс бросился со скалы и погиб. В благодарность за избавление страны от продолжительного бедствия фиванские граждане сделали Эдипа своим царем и дали ему в жены вдову Лая, Иокасту – его собственную мать.

Гюстав Моро, 1888 год

художник Жан Огюст Доминик Энгр, 1827, Лувр, Париж

18 век, неизвестный художник

Вскоре двойное преступление, совершенное Эдипом по неведению, открылось, и Эдип в отчаянии выколол себе глаза, а Иокаста лишила себя жизни. По древнему сказанию (Гомер, Одиссея, XI, 271 и следующие) Эдип остался царствовать в Фивах и умер, преследуемый Эриниями. Софокл рассказывает о конце жизни Эдипа иначе: когда открылись преступления Эдипа, фиванцы с сыновьями Эдипа, Этеоклом и Полиником, во главе изгнали престарелого и слепого царя из Фив, и он в сопровождении своей верной дочери Антигоны отправился в местечко Колон (в Аттике), где в святилище Эриний, которые наконец благодаря вмешательству Аполлона смирили свой гнев, кончил свою полную страданий жизнь. Память о нем считалась священной, а могила его была одним из палладиев Аттики.

Как действующее лицо, Эдип выведен в трагедиях Софокла "Царь Эдип" и "Эдип в Колоне" (обе трагедии имеются в стихотворном русском переводе Д. С. Мережковского, Санкт-Петербург, 1902 год), в трагедии Еврипида "Финикиянки" (стихотв. русский перевод И. Анненского, "Mиp Божий", 1898 год, № 4) и в трагедии Сенеки "Эдип". Было немало и других поэтических произведений, занимавшихся судьбой Эдипа: сюда относятся не дошедшие до нас сатирическая драма Эсхила "Сатирический Сфинкс", трагедии Эсхила, Еврипида, Каркина, Ксенокла, Феодекта, Эвбула, Юлия Цезаря, эпическое произведение Мелета и др. Из названных произведений "Царь Эдип" Софокла – одна из лучших трагедий древности, могущая поспорить по силе драматизма с Шекспировским "Королем Лиром".

Проклятие царя Лая. Правил когда-то в городе Фивы царь по имени Лай. Однажды гостил он у своего друга, царя Пелопса, но за гостеприимство отплатил черной неблагодарностью: похитил сына Пелопса и увез в Фивы. Разгневанный и опечаленный Пелопс проклял Лая: «Пусть боги накажут похитителя, а сын родной погубит».

Шли годы. Мирно правил Лай в Фивах, но не было у него детей. Как-то раз отправился он в Дельфы, чтобы спросить оракула о причинах своей бездетности, и услышал в ответ такие слова: «Не желай себе сына вопреки воле богов. Родится он - от его руки ты погибнешь, его собственная мать станет ему женой, а весь твой род будет залит кровью».

Эдип остается жив. С тяжелым сердцем вернулся Лай домой; когда же родился у него сын, связал ему ноги ремнями, позвал раба и велел бросить ребенка в лесу, чтобы растерзали его дикие звери. Взял раб ребенка и понес в лес, но жалко стало ему мальчика и не выполнил он приказ своего господина: отнес ребенка в соседний город Коринф. Там передал мальчика одному из рабов коринфского царя Полиба, пасшего стада на склонах гор. Царь Полиб был бездетен. Услышав о ребенке, решил он забрать его в свой дом и воспитать как наследника. Выполнил он свое решение, взял мальчика у пастуха и, так как ноги ребенка были долго связаны ремнем и сильно распухли, назвал его Эдип, то есть «Человек с распухшими ногами».

«Подкидыш». Так и вырос Эдип во дворце Полиба, считая его отцом и ничего не зная о своем происхождении. Однажды шел во дворце веселый пир; много было выпито вина, совсем захмелели гости. И вот в хмельной ссоре услышал Эдип обидные слова: «Подкидыш! Вовсе ты не сын нашего царя!» Больно ударило по сердцу Эдипа оскорбление; спросил он Полиба, правду ли говорят гости, но тот посоветовал не обращать внимания на пустую болтовню. Не успокоился Эдип. Пошел он за ответом к оракулу. Ответил ему Аполлон устами пифии: «Ужасна твоя судьба, Эдип! Убьешь ты отца, женишься на матери, и родятся от вашего брака дети, проклятые богами!»

Эдип убивает отца. Услышав столь страшное предсказание, решил Эдип навсегда покинуть Коринф. Пошел он по первой попавшейся дороге, не зная, что ведет она в Фивы. Привел его путь в тесное ущелье. Узка была здесь дорога, трудно было разойтись на ней. Погруженный в свои мысли, Эдип чуть было не столкнулся с колесницей, на которой ехал седой, величественного вида старец. «Сойди с дороги, бродяга! - услышал он грубый голос возницы. - Разве не видишь, что дороги хватает только для колесницы?»

Вспыльчив был по характеру Эдип. Разгневался он на возницу за грубость и ударил его посохом, да так, что свалился тот мертвым на землю. Бросились на юношу слуги, сопровождавшие колесницу, и ее хозяин, но всех перебил Эдип своим посохом. Лишь одному из рабов удалось спастись. А Эдип пошел дальше по дороге. Не знал он, что осуществилась первая часть предсказания: убитый им старик был Лай, его отец.

Пришел, наконец, Эдип в Фивы. В великом унынии застал он город. Мало того, что погиб царь, послали боги и еще одну напасть: появилось рядом с городом чудовище Сфинкс. Имело оно голову женщины, туловище льва, львиные же лапы с острыми когтями и громадные крылья. Всем путникам загадывала Сфинкс загадку и, если ее не отгадывали, сбрасывала людей вниз с высокой скалы. Многие смельчаки пробовали найти ответ на загадку, и ни один из них не остался в живых. Решил и Эдип попытать счастье. «Чем жить на чужбине безродным изгнанником, уж лучше погибнуть!» - подумал он.

Достиг он скалы, где жила Сфинкс. «Загадывай загадку! Я готов!» - сказал он чудовищу. «Скажи-ка мне, если такой смелый, какое существо утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех, и чем больше у него ног, тем меньше сил?» - спросила Сфинкс. Рассмеялся Эдип: «Твоя загадка совсем проста. Это - человек. Утром своей жизни, когда он еще мал и слаб, медленно ползет он на четвереньках; днем, то есть в зрелом возрасте, ходит на двух ногах; в старости же, вечером своей жизни, становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль, который и служит ему как бы третьей ногой».

Эдип женится на Иокасте. Услышала Сфинкс ответ на свою загадку, в отчаянии бросилась вниз со скалы и разбилась насмерть. Эдип же вернулся в Фивы, и граждане, восхищенные его находчивостью, провозгласили его царем. Взял Эдип в жены царицу Иокасту, жену убитого Лая, и стал править Фивами. Вскоре родились у него дети: две дочери, Антигона и Исмена, и два сына, Этеокл и Полиник. Так исполнилась вторая половина предсказания: ведь женился Эдип на собственной матери.

Проклятие над Фивами. Мудро правил Эдип, не могли на него нарадоваться фиванские граждане. Но тяготело над ним проклятие, - и вот наслали боги на город ужасную болезнь. Фиванцы не успевали хоронить покойников, и лежали на улицах города непогребенные трупы. Всюду раздавались вопли и стоны.

Следом за эпидемией пришло и другое несчастье: на Фивы обрушился голод; не давали поля урожая, страшный мор свирепствовал в стадах. Напрасно граждане приносили жертвы богам, - не слушали те молитв, все нестерпимей становились беды.

Отправил тогда Эдип брата своей жены, Креонта, в Дельфы к оракулу, и принес тот ответ: «Смилостивятся боги, если граждане изгонят того, кто своим преступлением навлек на них это бедствие; пусть заплатит он за пролитую кровь Лая». Но как найти убийцу?

Тиресий открывает правду. И вот пригласил Эдип к себе слепого предсказателя Тиресия. Дала ему богиня Афина чудесный дар: знал он прошлое и видел будущее. Долго отказывался Тиресий ответить на вопрос Эдипа, но, наконец, изрек: «Ты сам, Эдип, тот преступник, которого ищешь! Не зная отца, убил ты его, не зная матери, женился на ней!» Страшно разгневался Эдип на Тиресия, назвал его лжецом, считая, что он подкуплен врагами, грозил ему смертью.

Прогнал Эдип от себя прорицателя, но тяжелое предчувствие запало ему в душу. Постепенно открылась ему страшная истина. Исполнилось веление судьбы! В отчаянии устремился Эдип в свой дворец, но тут новое горе поджидало его: не вынесла Иокаста ужаса свершившегося и покончила с собой. Не хотел больше Эдип видеть свет солнца, не хотел видеть родные Фивы, детей, не хотел жить. Сам себя лишил Эдип зрения и ушел из Фив. Только Антигона была с ним до самой его смерти.