» » Речевой материал для автоматизации звуков ш, ж. Звук Ш. Автоматизация в слогах, словах, предложениях, связной речи Речевой материал для автоматизации звука ш

Речевой материал для автоматизации звуков ш, ж. Звук Ш. Автоматизация в слогах, словах, предложениях, связной речи Речевой материал для автоматизации звука ш

Как произносятся звуки Ш, Ж в норме

При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:
  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.

Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.

Назови картинки, следи за правильным положением органов артикуляции



Автоматизация звука Ш в словах.

Слова с ударными слогами:

Шаль, шахта, шаг, шар, шайба, ушанка, большая, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шелк, шепот, шорох, шел, петушок, порошок, пушок, мешок, большой, гребешок, ушел, нашел, пришел.

Шить, шило, шире, пиши, камыши, кувшин, ерши, малыши, ошибка, машина, шили, решили.

Шутка, Шура, шутит, шум, мишутка, шуба, пишу, дышу, прошу, ношу, шея, шей, решение, ошейник.

Слова с безударными слогами:

Шалун, шакал, шалить, ваша, наша, Даша, Миша, Наташа, Алеша, крыша, шутник, шуруп, мишура, шиповник, широкий, шипеть, мыши, уши, ландыши, ладоши, камыши, горошина, хороший, тишина, младший.

Слова со стечением согласных :

Штамп, штаб, штопка, шторы, шутка, штык, швы, швея, шкаф, школа, шкура, шланг, шлак, шлем, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпатель, шпилька, шпион.

В обратных слогах:

Наш, ваш, пашня, башня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, чашка, крошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, горошек, картошка, окрошка, кошка, душ, ушки, пушка, мушка, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка, крышка, малышка, пышка, вышка, мартышка, покрышка, малыш, камыш, гуляш, Яша, Алеша, лепешка, матрешка, льешь, поешь, берешь, орешки, пешки, ешь, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, финиш, ландыш, пятнышко, детеныш.

Автоматизация звука Ж в словах и предложениях.

Слова с ударением на слоге:

Жаба, жаль, жалко, жар, жабры, жатва, жарко, жалоба, пижама, урожай, бежать, дрожать, лежать, вожак, ежата, пожар, пожарник.

Желудь, желтый, желоб, Жора, флажок, пирожок, дружок, лужок, крыжовник, бережок.

Жук, жуть, жутко, хожу, гляжу, брожу, дружу, покажу, абажур, Женя, уважение, уже, жир, жить, жила, жидкий, лежи, дрожи, ножи, моржи, покажи, наживка, пружинка, дружить, кружить.

Слова без ударения на слоге:

Жалеть, жара, жакет, лужа, кожа, лежа, журнал, вижу, вяжут, режут, мажут, кожура, живой, живот, жираф, жилет, жилец, лыжи, ежик, ушки, пыжик, рыжик, прохожий, похожий.

Слова со стечением согласных:

Ржавчина, жмурки ждать, джем, багажник, важно, дружно, бумажный, монтажник, дождик, ложный, кожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба,лыжник, булыжник, южный, нижний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, нежный, вежливый, прилежный.

Автоматизация звука Ж в предложениях:

По дороге бежал ежик. Жук летит и жужжит. В луже сидит жаба. У ежа ежата, у ужа ужата. Женя выписывает детский журнал. Нужно ценить дружбу. Неожиданно пошел дождь. Положи одежду в шкаф. У Жоры папа художник. Ребята, давайте жить дружно! По дороге бежит лыжник.

Автоматизация звука Ш в предложениях.

Вот Маша. У Маши шляпа. Маша ела кашу. Наташа пишет. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Миша нашел камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа прошу не шуметь. Гриша и Миша гоняют шайбу. У Паши машина. У Наташи шелковый шарф.

Наш Антошка глядит в окошко. Надевай на малышку рубашку. Ребятишки играют в кошки-мышки. Бегают ребятишки малышки: Мишки, Наташки и Пашки. Наша книжка про мышку–норушку и лягушку-квакушку. Плохо мышке одной в норушке. Петушки с моей ладошки клюют зернышки и крошки. У кошки ушки на макушке.

Миша и Паша играют в шашки. Миша проиграл две пешки. Тетя Даша шьет мне рубашку. Алеша и дедушка пошли собирать шишки. Маша вышла на опушку и увидела кукушку. Хороши в дорожку пирожки с горошком.Я по бережку пошел белый камешек нашел. Шуршит в норке мышь, а ее караулит кошка. В нашем доме ребятишки очень любят читать книжки. Хорошо шагать пешком утром по опушке. Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке. Я нашла букашку на большой ромашке. Кошка-шалунишка катает шарик. Маша отдохнула на опушке и пошла дальше. Наташа нашла ландыш, а я нашел три ландыша.

Автоматизация звука Ж в предложениях.

Жук жужжит: ж-ж-ж.Летом жарко. На Жоре пижама. У Жени ножик. У ежа ежата. Покажи свой ножик, Женя. Жора выбежал на лужок. Мой дружок бежит на бережок. Под дубом лежат желтокожие желуди. Рядом с ежом бежали ежата. Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал. Жора живет на пятом этаже. Моржи живут на севере, а жирафы на юге.Снежок лежал, лежал, потом побежал, журча.

Женя вытряхивает одежду. У Жоры бумажный голубь. В книжном магазине можно найти нужную книгу. Дружно живет детвора. У Жоры папа – монтажник, а у Жени - художник.Мой друг живет на нижнем этаже. На нижней полке лежат журналы. Жора бережет одежду. Дождик лилуже дважды.Между окнами жужжит жук. Дружно падают желуди.

Речевой материал для закрепления звуков Ш,Ж.

Тише мыши, тише мыши,Тише мыши, тише мыши,

Нашу кошку не будите.Кот сидит на нашей крыше.

Мы кормим нашу Машу:Пыхтит, как пышка,

«Маша, Маша, кушай кашу».Наш пышный Мишка.

Маша кашу недоела,Кукушка кукушонку сшила капюшон,

неохота, надоело.Как в капюшоне он смешон.

Ша–ша–ша- наша Маша хорошаМышонку шепчет мышь:

Шо-шо-шо - говорим мы хорошо«Ты все шумишь, шумишь».

Ши-ши-ши – на поляне малышиМышонок шепчет мыши:

Шу-шу-шу – помогите малышу«Шуметь я буду тише».

Кукушка шишку уронилаШестьдесят шесть мышат

Мишке шишку набилаВ камышах шуршат

И теперь у мышкиОт шустрых кошек прячутся.

Будет две шишки.

Шли шесть мышей,Шел Шурик по шоссе

нашли шестнадцать грошей.Одет в шубку,

На ушах шапка,

Плюшевому мишкеВокруг шеи морской шарф.

Маша штопает штанишки.

Я рубашку сшила МишкеКошка в окошке штанишки шьет,

Я сошью ему штанишки.Мышка в сапожках избушку метет

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.Тише, тише, Маша пишет.

Наша Маша буквы пишет.

Бросил палку кверху МишкаА кто Маше помешает,

Падай в шапку с ели шишка!-Того Маша догоняет.

Шишка хлоп по голове-

Сразу шишек стало две.Ошка- ошка – это наша кошка.

Ошку-ошку-ошку – мы любим нашу кошку

Ошке-ошке – молока налили кошке

Ошка-ошка – молоко лакает кошка.

Шок-шок – это Петя-петушок.

Шок-шок – у Пети гребешок.

Шком-шком – гордится Петя гребешком.

Любят ребятишки карандаши и книжки.

Жа-жа-жа – мы поймали ежаЕжику на ужин

Жу-жу-жу молока дадим ежу.жук жужжащий нужен.

Дождик, дождик не дожди,Дождик, дождик не дожди,

Дождик, дождик, подождиДождик, дождик, подожди,

Жене, Жанне, всем ребятамВыйди, выйди, солнышко,

Дай до дома добежать.Золотое донышко.

Жук, жук, пожужжи,Жук упал,и встать не может,

Где ты прячешься, скажи:Ждет он, кто ему поможет?

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я на дереве сижу!

Нес своим ежатам ежикНожки, ножки

Десять кожаных сапожек.Бежали по дорожке.

Каждому на ножкиЛугом, лесом

Ежиные сапожки.Прыгали по кочкам,

Прибежали на лужок,

Жук жужжит: «Жу-жу-жу!Потеряли сапожок.

Я живу, не тужу.

Я на ветке сижуУ ужа ужата, у ежа ежата.

И жужжу, жужжу, жужжу!»

Жок-жок-жок – это пирожок.Жи-жи-жи – вот моржи.

Шки-шки-шки – мы любим пирожки.Жи-жи-жи живут в океане моржи

Жок-жок-жок – кушай, Женя, пирожок!Жей-жей-жей – мы видели моржей

Жук жужжит:Жок-жок-жок – горячий утюжок.

Я шел и шел,Жок-жок-жок – раскалился утюжок.

Желтый камешек нашел.Жок-жок-жок – белье гладит утюжок

Это желудь! Ты не прав! –

Говорит жуку жираф.

Жи-жи-жи – поют в лесу чижи.

Жей-жей-жей – мы слышали чижей

Жей-жей-жей – любим слушать мы чижей.

Жок-жок-жок – подарили мне флажок.

Жок-жок-жок – я держу в руке флажок.

Шком-шком-шком – я машу флажком.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш

ША – ШО – ШУ

ШИ – ШЕ – ША

ШО – ШУ – ША

ШЕ – ШУ – ША

ШУ – ША – ШО

ШИ – ШУ – ШЕ

ШЕ – ШУ – ШО

ШУ – ШИ – ША

Ша - шо - шу - ши - ше
Ши - ша - шо - шу - ше
Шо - ша - шу - ши - ше
Ше - ша - шо - ши - шу
Шу - ша - шо - ши - ше

АШ – ОШ – УШ

ЫШ – УШ – ОШ

ЯШ – ЁШ – ЮШ

ЕШ – ИШ – ЮШ

АШ – ЯШ – ЮШ

ИШ – ЫШ – АШ

ЁШ – ЯШ – УШ

ЫШ – ИШ – ЕШ

Слова

Ша: Шаль, шахта, шаг, шар, шайба, шавка, ушанка, мышата, большая, дышать, лошадка, шахматы, лапша, шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон, шалун, шакал, шалить, ваша, наша, Даша, Миша, Наташа, Алеша, крыша

Шо, Шё: Шёл, шёпот, шорох, шёлк, петушок, порошок, пушок, мешок, большой, гребешок, ушёл, нашёл, пришёл, шов.

Шу : Шутка, Шура, шутит, шум, шуба, мишутка, тушу, пишу, дышу, прошу, ношу, шея, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь, шутник, шуруп, чешуя, мишура.

Ши: Шить, шило, ширма, шире, пиши, камыши, кувшин, ерши, малыши, ошибка, машина, шили, решили, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник, широкий, шипеть, мыши, уши, ландыши, ладоши, камыши, горошина, хороший, тишина, младший

Ше: шея, шесть, шелест; шептать, шейка, решение, мишень, ошейник.

Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

Наш, ваш, пашня, башня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, чашка.

Крошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, горошек, картошка, окрошка, кошка.

Душ, ушки, пушка, мушка, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка.

Крышка, малышка, пышка, вышка, мартышка, покрышка, малыш, камыш.

Гуляш, бляшка, Яша, Алёша, рыбешка, лепешка, матрешка, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь.

Орешки, пешки, вешки, ешь, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ворчишь.

Башлык, башмак, кашне, каштан.

Ушли, петушки, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка, тушканчик, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко

Полюшко, брюшко, мякиш, финиш, кормишь, валишь, делишь, пилишь, даришь.

Заменить в словах первый звук на звук Ш:

(споры) –

Чистоговорки

Ша – ша – ша – шапка Ша – ша – ша – мама моет малыша

Шо – шо – шо – шов Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Шу – шу – шу – шуба Шо – шо – шо - говорю я хорошо.

Ши – ши – ши – шина Ши – ши – ши – как сапожки хороши.

Ше – ше – ше – шея

Что-то шепчут камыши. – Я пишу уж хорошо.

Это утка в камыше. – Все, что хочешь, напишу.

Ша – ша – ша, ша – ша – ша Ши – ши – ши, ши – ши - ши

Выходи из камыша! «Ешьте кашу» - напиши

Ше – ше – ше, ше – ше – ше Шу – шу – шу, шу – шу - шу

Нет уж утки в камыше. - Это я уж напишу.

Ши – ши – ши, ши – ши – ши Шо – шо – шо, шо – шо - шо

Что – то шепчут камыши? - Вижу, пишешь хорошо.

Ша – ша – ша – наша Маша хороша.

Шо – шо – шо – говорим мы хорошо.

Аш – аш – аш – дайте карандаш. Ашка – ашка – летит букашка.

Ош – ош – ош – у меня нож. Ошка – ошка – на окошке кошка.

Уш – уш – уш – теплый душ. Ушка – ушка – лягушка – квакушка.

Иш – иш – иш – у меня малыш. Ишка – ишка – маленькая мышка.

Предложения

Наша школа.

Швейная машина.

Шумные шалуны.

Шелковая шаль.

Душистый шампунь.

Дашина шапка.

Шелуха шиповника.

Шутник Мишутка.

Шумят камыши.

Шпиль башни.

Машина школа.

Хоккейная шайба.

Полный штиль.

Длинный шланг.

Тушеный шпинат.

Платяной шкаф.

Шпулька ниток.

Липкая мышь.

Мягкая подушка.

Зеленая лягушка.

Пышная плюшка.

Хоккейная клюшка.

Маленькая мошка.

Душистые ландыши.

Наша бабушка.

Душная комната.

Теплая шуба.

Шипы шиповника.

Наташины галоши.

Гладкий шов.

Штык винтовки.

Мамины шпильки.

Большой шмель.

Шины для машины.

Глубокая шахта.

Катушка шелка.

Пшенная каша.

Шелковая штопка.

Пушистая шляпа.

Вот каша. Даша ест кашу.

У Шуры новая шуба.

У Паши шуба и шапка.

Малыш шагает в школу.

У реки камыш. Камыш шумит.

Наташа пишет.

На дороге шумит машина.

Наш котенок – шалун.

Хороши ландыши.

Кошка ловит мышку.

У Маши шуба.

У Яши машина.

У Антоши шапка.

У Даши шахматы.

Алеша, надень рубашку.

Ребята играют в кошки-мышки.

У кошки ушки на макушке.

Наташа чистит картошку.

Малыш, надень калоши.

На столе чашка, в ней ложка.

Воробышек клюет зернышки.

Маша пошла в школу.

Мама шьет на швейной машине.

У бабушки шелковая шаль.

Даша вымыла голову шампунем.

Лушина шапка упала под вешалку.

Наташа и Миша нашли ландыши.

В Машиной шкатулке много шпулек и катушек.

Маша пришила Паше вешалку на шинель.

Луша надела шубу, шапку, шарф, валенки и пошла гулять с Наташей.

Алеша нашел много волнушек и шампиньонов.

Луша шила голышу штанишки и шапку.

Большой шмель летал над душистой липой.

Бабушка вышивает петушка.

Маша кушает тушёнку.

Камыши шумят тихо.

Наташа пишет тушью.

У Яши пшённая каша.

Бабушка шьёт штанишки Яше.

Маша пьёт вишнёвый компот.

У Яшиной машины шины.

Мишутка дует на пушинки.

Наташа вешает шубу в шкаф.

На опушке кукует кукушка.

Пшённая каша из пшена.

У кошки ушки на макушке.

Дома у Яши мешок каштанов.

На опушке мушки и квакушки.

Шапка да шубка – вот и Мишутка.

Паша катает мишку на машине.

Мама шьёт на швейной машинке.

Мама-мышь и мышата едят шпинат.

У Паши и Даши мышонок Пушок.

У мышки – мышата, у кошки – котята.

Шахматы и шашки у Даши в шкафу.

Наша Даша под душем моет шею и уши.

Дедушка и Яша едят пшённую кашу.

У Антоши – машинка, а у папы – машина.

Бабушка и мама готовят пышки.

Наши шапки и шубы в дубовом шкафу.

Паша едет на машине к дедушке и бабушке.

У воды шумят камыши.

На шиповнике колкие шипы.

Малыши нашли большую шишку.

Наташа и Алеша ушли в кино.

Яша ушиб лоб.

Дедушка купил Алеше шахматы.

Шила в мешке не утаишь.

Не найду я ушки у нашей лягушки.

Леша и Клаша едят пшенную кашу.

Я по камушкам пошел, шубу шелкову нашел.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

У кошки ушки на макушке.

Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.

Метил в лукошко – попал в окошко.

Тише, мыши, кот на крыше.

У Алеши есть плюшевый мишка.

У мишки гладкая бархатистая шкурка, а ушки на макушке.

Дедушка купил Алеше большую машину.

Алеша катал мишку в кузове.

А потом решил: пусть будет мишка шофером.

И теперь мишка ездит в кабине.

Шелковая шаль из шелка.

Шуба и шапка в шкафу на вешалке.

Шапка с ушами – ушанка.

Школьник пошел в школу.

В маленькой плошке кашка для кошки.

Большая подушка у мишки под ушком.

Шубка у мишки пышна, а шубка у мышки бедна.

Петушился, петушился Маше каша надоела.

Забияка петушок. Маша кашу не доела.

Забияке где-то в драке Маша, кашу доедай,

Оторвали гребешок. Маме не надоедай.

Ходит он без гребешка.

Не похож на петушка.

Кушай, кошка, - Воробей, чего ты ждешь?

Вот картошка, Крошек хлебных не клюешь?

Вот мука, а вот зерно, - Я давно заметил крошки,

Вот морковка, вот пшено. Но боюсь сердитой кошки.

Но закрыла кошка рот,

И картошки не берет

Ей не нравится мука –

Кошка хочет молока.

У мышки – мышата, Ушки на макушке

У кошки – котята, У кошки и у мышки,

У ерша – ершата, Но у кошки ушки

У лягушки – лягушата. Больше, чем у мышки.

Хороша у мышки норушка, Шел я шел,

Только нет в норушке подушки, Мешок нашел,

Нет подушки у бедной мышки, В мешке том шишки -

Где подушка под мышкино ушко? Привет от мишки.Птичка под моим окошком Вот лягушка на дорожке

Гнездышко для деток вьет, Скачет, вытянувши ножки.

То соломку тащит в норку, Ква-ква! Ква-ква-ква!

То пушок туда несет. Скачет, вытянувши ножки.

В детстве увидел – помню поныне, Жила-была Лягушка,

Кошка шила на швейной машине. Лягушка как Лягушка,

Вдруг взбунтовалась ее машина Квакушка-говорушка,

И кошке лапу к шитью пришила. И с самого утра,

Поглаживая брюшко,

То, громко, то на ушко,

Лягушка-квакушка

Делала ква-ква…

Кукушка кукушонку Нашей Маше дали кашу.

Купила капюшон. Маше каша надоела,

Надел кукушонок капюшон, Маша кашу не доела,

Как в капюшоне он смешон! Маша, кашу доедай,

Маме не надоедай!

В ночной тиши у шалаша

На окошке крошку мошку

Чуть слышен шорох камыша. Ловко ловит лапкой кошка.

Простоквашу дали Клаше.

В шалаше шесть шалунов.

Недовольна Клаша:

«Не хочу я простоквашу, Саша шапкой шишки сшиб.

Дайте просто кашу».

Слушали старушки, Слышен шорох в камышах.

Как куковала кукушка на опушке.

От него шумит в ушах.

Шапка да шубка – Сшила Саша Саньке шапку.

Вот и весь Мишутка.

Связная речь

Наша Наташа – школьница. В этом году она пошла в первый класс. А Маша младше Наташи. Но зато Маша умеет шить. Швейную машину Маше подарил дедушка Паша. Вместе с Машей он ходил покупать швейную машину в «Детский мир». А бабушка Даша подарила Маше шкатулку. В шкатулке у Маши хранятся иголки, нитки, шпульки, катушки. Маша нашла в шкатулке моток яркого шелка и вышила дедушке к Новому году рубашку. Бабушке она сшила варежку-хваталку, Наташе – мешок для галош, а кукле-голышу – рубашку, штанишки и шапку.

БАБУШКА СПИТ

Мама и бабушка дома. Бабушка спит. Мама читает газету. Пришла Наташа. Мама, можно идти гулять? – спрашивает Наташа. Ш – ш – ш! Тише! – говорит мама. Можно, мама, гулять? – шепотом спрашивает Наташа. Можно, можно, иди, Наташа! – отвечает мама. Наташа надела шубу, шапку и варежки, и пошла гулять.

КОШКА И ЁЖ

Пришли дети из лесу и принесли домой ежа. Побежал еж по комнате. Учуяла его кошка, легла на пол и смотрит. Еж остановился, и тоже смотрит. Вдруг кошка прыгнула, и цап лапой ежа! Еж быстро спрятал свою голову и подставил кошке свои острые иглы. Уколола кошка лапку и ушла в дальний угол. Долго там сидела кошка. Она лизала лапку, а на ежа шипела.

ЖУЧКА И ШАРФ

Миша катался на коньках и потерял шарф. «Ах, как жалко!» – говорит он Паше. Вдруг бежит Жучка. В зубах она держит шарф. «Ай, да Жучка! Нашла и принесла шарф. Вот умная собачка!» – говорит Миша и гладит Жучку. Жучка довольна!

Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком “ш”. О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при таком звучании слова похожи на шипение, искажается их смысл.

Причины нарушения произношения звука ш

Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:

  • , при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
  • Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает у детей.
  • Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
  • Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
  • Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
  • Шипящий и свистящий парасигматизм - твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.

Постановка звука ш

Постановка звука “ш”, а именно - коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.

Правильная артикуляция

Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:

  • он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
  • между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
  • в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.

Важное условие - абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальное логопедическое занятие начинается с . Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

  • «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.

  • «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.

  • «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.

  • «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

  • “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.

  • “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.

Дыхательная гимнастика

Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

  • «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.

  • “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

Автоматизация звука ш

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.

Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.

Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях

Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.

  • Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.

  • После освоения идут обратные слоги - аш, уш и т. д.

  • Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.

  • Слова на букву “ш” - следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.

  • Звук ш в словосочетаниях.

  • Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.

Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно - его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.

Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках

Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.

  • Стихи:

  • Чистоговорки:

Игры на закрепление звука

У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.

Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:

  • «Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша - помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.

  • «Помоги мышонку»: сюжет игры - мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.

  • «Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка - прочитать сказку, верно произнеся звуки.

Структура индивидуального логопедического занятия

  1. должна начинать каждое занятие. Это поможет подготовить мышцы языка, щёк, губ. Длительность этой части - около 5 минут.
  2. Повторение пройденного на предыдущем занятии. Если у ребёнка возникли трудности, стоит остановится на этом этапе и пройти его ещё раз.
  3. Если малыш выполняет задания легко, можно переходить к освоению более сложных этапов.
  4. Игры на закрепление материала.

Общая длительность занятий не должна превышать 20-25 минут, чтобы малыш не потерял интереса к ним.

Речевой материал для автоматизации звука "Ш" у детей

Цель: автоматизация звука "Ш" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Ш" в речи с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Ш". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "Ш" я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Ш" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Жить на свете хорошо", ребенок - "Шо-шо-шо"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ША", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.
Ша-ша-ша - у меня лапша.
Шо-шо-шо - летом хорошо.
Шу-шу-шу - я флажком машу.
Шу-шу-шу - Мише я пишу.
Ши-ши-ши - Миша с Машей малыши.
Ши-ши-ши - наши дети хороши.
Ша-ша-ша - уложили малыша.
Шу-шу-шу - шапку новую ношу.
Ши-ши-ши - поздравленье напиши.
Ше-ше-ше - как прекрасно на душе.
Аш-аш-аш - я достану карандаш.
Ош-ош-ош - есть на кухне острый нож.
Уш-уш-уш - починил сантехник душ.
Ош-ош-ош - у меня на блузке брошь.
Иш-иш-иш - за окном такая тишь.
Ыш-ыш-ыш - на реке шумит камыш.
Аш-аш-аш - мы построили шалаш.
Шин-шин-шин - за окном шуршание шин.
Шол-шол-шол - дождь покапал и прошел.
Шок-шок-шок - уронили мы горшок.
Аша-аша-аша - это наша Маша.
Ашка-ашка-ашка - на шкафу букашка.
Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка - Машина подушка.
Ышка-ышка-ышка - во шалунья мышка.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

НАЗЫВАЮ СЛОВА
Вшин-вшин-вшин - назову кувшин.
Ошка-ошка-ошка - называю кошка.
Ушка-ушка-ушка - назову подушка.
Ышка-ышка-ышка - называю мышка.
Ашка-ашка-ашка - назову рубашка.
Ишня-ишня-ишня - называю вишня.
Уша-уша-уша - называю груша.
Шина-шина-шина - назову машина.

ШУБА
Ша-ша-ша - наша шуба хороша.
Шо-шо-шо - в нашей шубе хорошо.
Шу-шу-шу - нашу шубу я ношу.
Ши-ши-ши - в нашей шубе попляши.
Ши-ши-ши - шейте шубы от души.

ПЛЯСОВАЯ
Ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Шо-шо-шо - пляшет Маша хорошо.
Шу-шу-шу - я для Маши попляшу.
Ши-ши-ши - ну-ка, Маша, попляши.
Ше-ше-ше - пляшем с радостью в душе.

КАМЫШИ
Ши-ши-ши - зашумели камыши.
Ше-ше-ше - это утка в камыше.
Ша-ша-ша - выплывай из камыша.
Шах-шах-шах - нету утки в камышах.
Ши-ши-ши - что нам шепчут камыши?

МАМА
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шо-шо-шо - моет очень хорошо.
Ыш-ыш-ыш - будет чистым наш малыш.

Я РИСУЮ
Ши-ши-ши - у меня карандаши.
Аш-аш-аш - нарисую я шалаш.
Ыш-ыш-ыш - нарисую рядом мышь.
Уш-уш-уш - у нее лукошко груш.
Ши-ши-ши - груши очень хороши.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Ш". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Хороши у бабушки
Пышки и оладушки.

В шалаше шуршали мышки,
Шелушили мышки шишки.

В летнем душе две лягушки
Лягушатам моют ушки.

Сшил мишутка шубки мышкам,
Чтоб не зябли мышки слишком.

На опушке две букашки
Поиграть решили в шашки.
Крошечные шашечки
Тащат две букашечки.

Эй, мышата, не шумите
И под шкафом не шуршите.
Паша наш пример решает,
А шуршание мешает.

Кот шалун сидит на шторе,
Потому что Маша в школе.
Будет Маша после школы
Штопать шелковые шторы.

У моей машины
Новенькие шины.
Я по камешкам качу,
Кого хочешь, прокачу.

Мышки, не мешайте кошке
Ловить мошек на окошке.
Кошка мошку лапкой - хвать!
Лучше кошке не мешать.

Паша тихо шепчет Мише.
Миша шепота не слышит.
Паша, громче пошепчи:
- Миша, уши полечи.

Башмачки и башмаки
Любят длинные шнурки.
Башмаки легко обуешь
И шнуруешь, и шнуруешь.

После этапа постановки звука переходят к его закреплению в связной речи. Это один из самых сложных этапов, потому что нужно научить ребенка навыкам самоконтроля за речью. Чем дольше закреплялось неправильное произношение, тем сложнее будет сформировать правильный артикуляционный уклад. Автоматизация звуков Ш и Ж и других фонем, имеющих схожие признаки, проводится по отдельности. Это делается для того, чтобы не происходило их смешение.

К этапу автоматизации стоит переходить только после того, как у ребенка получилось произнести нужный звук правильно изолированно. После постановки произношения переходят к его отработке в слогах. Вся работа по закреплению звука в связной речи основывается на принципе постепенного усложнения речевого материала.

Работа со звуком в слогах

Автоматизация Ш, Ж в слогах проводится в таком порядке:

  • прямых (ША, ЖА и др.);
  • обратных (АШ и др.), звук Ж в этих слогах не отрабатывают, потому что происходит его «оглушение»;
  • между гласными (АША, АЖА и др.);
  • со стечением согласных (ШКА, ЖДА и др.).

Задания для малышей на закрепление звуков необходимо сопровождать наглядным материалом. Обязательно в начале занятия проводят артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить речевой аппарат.

К отработке фонемы в прямых слогах добавляют изолированное произношение. Речевой материал также постепенно увеличивают в объеме: когда переходят к новому виду слогов, вначале добавляют 1–2 задания с уже отработанными сочетаниями.

Примеры заданий

Чтобы закрепить правильное произношение в слогах логопед использует специальные дорожки, «шагая» по которым ребенок произносит нужное сочетание звуков. В начале работы взрослый дает образец правильного произношения, затем проговаривает материал вместе с ребенком. Потом малыш повторяет самостоятельно.

Примеры слоговых дорожек:

  • ША-ШО-ШУ-ШИ;
  • ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ;
  • ША-АШ-ШУ-ИШ;
  • АЖА-ОЖО-УЖУ и т. д.

На этом этапе используют чистоговорки. Они направлены не только на отработку правильного произношения в слогах, но и постепенное введение звука в слово.

Примеры чистоговорок:

  • ША-ША-ША – мы купаем малыША;
  • ШО-ШО-ШО – отдыхаем хороШО;
  • ЖА-ЖА-ЖА – увидели Ужа;
  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – на солнце я гляЖУ.

При автоматизации определенной фонемы, особенно на данном этапе, старайтесь не использовать слова, в которых есть звук со схожими признаками. После того как ребенок правильно произносит Ш и Ж в слогах, речевой материал усложняется и начинается этап закрепления в словах.

Работа в словах

Выбирать нужно только те слова, которые содержат отработанный слог. Работа строится в таком порядке:

  • звук находится в начале;
  • в середине;
  • в конце.

Начинают автоматизацию со слов с прямыми и обратными слогами. Каждое наименование желательно иллюстрировать, приглашать «в гости» игрушки – все это сделает занятие не только интереснее, но и эффективнее.

Примеры упражнений

Аналогично предыдущему этапу, на первых уроках речевой материал проговаривает взрослый, затем совместно с учеником, а потом ребенок повторяет самостоятельно. Постепенно, когда отработанных слов будет больше, малыш называет их без подсказок логопеда.

На этапе автоматизации фонемы в словах параллельно проводится работа по развитию фонетико-фонематических процессов. Ребенку объясняют, где у слова начало, середина и конец. На занятиях составляют схемы слов и предлагают задания на развитие слухового самоконтроля.

На этом же этапе автоматизации начинается постепенное введение автоматизируемой фонемы в связную речь. Делают это на примере словосочетаний, Ш или Ж могут быть как в одном, так и в каждом слове:

  • Повторение слов:

ША: шар, шапка, шайба.

ШУ: шум, шуба, шутка.

ЖА: жаба, жара, жало.

И таким образом подбирают слова на каждый отработанный слог.

  • Ребенку предлагают внимательно прослушать слова и поправить взрослого. Взрослый специально в некоторых словах делает ошибки в произношении автоматизируемого звука. Это задание направлено на воспитание слухового контроля за речью.
  • Добавить нужный слог, чтобы получилось слово. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста используют картинки, чтобы им было легче выполнить это задание. Например, дано изображение шапки и второй слог – ПКА. Ребенку нужно добавить слог из предложенных вариантов (ША).
  • Повторение слов с двумя звуками Ш или Ж. Например: шишка, штанишки, шутишь и т. д.
  • Повторение словосочетаний:
    • На Ш: дедушкины шашки, новая шапка, смешная шутка, швейная машинка.
    • На Ж: жук жужжит, оранжевый жакет, жидкое желе.
  • Составить словосочетание. Перед ребенком раскладывают карточки и предлагают составить словосочетание самостоятельно.
  • Назови ласково. Например: штаны – штанишки. Это упражнение не только закрепляет правильное произношение шипящих, но и формирует навык словообразования с использованием суффикса.
  • Игра «Кто назовет больше слов со звуком Ш или Ж».
  • «Посчитай, сколько здесь предметов». Это упражнение помогает дополнительно отработать навык счета.

Когда у ребенка получится произносить звук в словах правильно, переходят к более сложному этапу коррекционной работы – автоматизации звуков в предложениях. Этот блок уже объемней по предлагаемому материалу, потому что является подготовкой к введению автоматизируемой фонемы в связную речь.

Работа с предложениями и текстом

На первых занятиях речевой материал должен быть максимально насыщен Ш или Ж, чтобы органы артикуляции отработали правильное положение, а ребенок запомнил их правильное звучание. На этом этапе ученику предоставляется больше самостоятельности – нужно закрепить навык не повторения за взрослым, а осознанного употребления в речи правильного варианта фонемы.

Задача взрослого на поздних этапах автоматизации – не просто указать на ошибки в произношении, но создать такие условия, чтобы ребенок сам их слышал и мог себя поправить. Не стоит предлагать сразу длинные предложения – их объем увеличивают постепенно. На этом этапе начинается автоматизация Ш, Ж в стихах, которые предлагают выучить малышу.

Примеры заданий

  • Повторение предложений.
    • На звук Ш: У Саши шапка. У Яши шуба. Маша кушает пшенную кашу. Бабушка шьет штанишки. Шахматы и шашки у Даши в шкафу.
    • На звук Ж: На улице жужжит жук. Женя поймал жабу. Жанна живет на втором этаже. После дождя на лужайке лужи.
  • Путаница. Ребенку называют набор слов и ему из них нужно составить предложение. Это задание направлено и на развитие грамматического строя, а именно навыков согласования и подчинения в предложении.
  • Повторение скороговорок. Темп постепенно ускоряют, но все слова нужно проговаривать четко и делать упор на шипящие:
    • На Ш: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
    • Кошка на окошке шьет рубашку для Ермошки.
    • На Ж: У ежа – ежата, у ужа – ужата.
    • Жужжит жужелица, жужжит и кружится.

Постепенно следует предлагать менее насыщенный шипящими речевой материал. В предложении может быть одно-два слова, имеющих в составе Ш или Ж. Затем следует переходить к работе над небольшими текстами и стихотворениями.

Задания со стихотворениями

Дети могут не только их заучивать, но и сами добавлять рифму. Взрослый говорит начало предложения – ребятам предлагают придумать окончание:

«В кладовой играла мышка,

Под сосной лежала…(шишка)»;

«В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский…(жук)».

Чтобы было проще подобрать рифму, логопед показывает картинку зарифмованного слова. Это задание не только автоматизирует звук, но и развивает творческое мышление.

Заучивание стихов не только тренирует память, но и воспитывает навык самоконтроля за речью и слуховое внимание. Обычно такие задания логопед дает на дом. Эффективнее будет выучить заранее, а потом в течение нескольких дней до логопедического занятия просить ребенка его рассказать. Тогда у него будет не механически отработанное произношение, а его сознательное употребление в связной речи.

Начинают с коротких стишков:

«Две букашки на опушке

Отдыхают на подушке».

«Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет» .

Постепенно в работу включают более объемные стихотворения:

«Мышонку шепчет мышь:

− Ты все шумишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши:

− Шуметь я буду тише».

«Жук жужжит: Жу-жу-жу!

Я живу и не тужу,

Я на веточке сижу,

И жужжу, жужжу, жужжу!».

Во время повторения стихотворения логопед обращает внимание на правильное произношение Ш и Ж. А также на интонационную составляющую и использование мимики и жестов во время выступления.

Задания для работы с текстом

Начинают автоматизировать звук с коротких текстов, содержащих большое количество слов с шипящими. Постепенно речевой материал приближают к обычной речи. Все рассказы лучше сопровождать иллюстрациями, потому что детям дошкольного возраста проще понимать содержание текста.

  • Повтор за взрослым рассказа. Сначала логопед или родитель читает текст, потом он проговаривает предложение, а ребенок за ним повторяет.
  • Какое слово прочитано неправильно. Это задание на тренировку слухового внимания. Во время чтения слов с шипящими, в некоторых из них взрослый искажает произношение. Ребенок должен не только услышать ошибку, но и сказать правильный вариант.
  • Пересказ – сложный вариант работы. Сначала логопед несколько раз читает текст, а ученик потом пересказывает. Обязательно используют сюжетные картинки; если возникли затруднения можно помочь наводящими вопросами.

Лучше выбирать рассказы, которые знакомы детям. Можно придумать их самостоятельно, героями в которых были бы любимые малышами персонажи. Когда малыш уверенно произносит шипящие в тексте и отличает правильный образ звука среди большого количества слов, логопед переходит к самому сложному этапу – работе со связной речью.

Закрепление в связной речи

Главная задача логопеда – это закрепить детский навык самоконтроля за речью, то есть произнесение звука без повторов за взрослым и поправок. На этом этапе материал не должен быть насыщен шипящими – его делают максимально приближенным к обычной речи.

Взрослый, читая сказку или рассказ, задает вопросы по прочитанному. Он обращает внимание не только на произносительную сторону речи. Если во время ответа допущена ошибка, логопед говорит об этом, но не поправляет. Ребенок исправляет себя самостоятельно и становится внимательнее к своей речи.

Логопед начинает рассказывать историю и предлагает придумать, что случилось с героями дальше. Лучше использовать наглядный материал (картинки, игрушки), чтобы не только повысить интерес, но и немного упростить задание.

Эффективное упражнение – самостоятельно составить историю по сюжетной картинке. Чтобы у ребенка не возникало больших затруднений, составляют план или задают наводящие вопросы. Во время этого задания логопед обращает внимание на соблюдение грамматических норм при построении предложений.

Во время подгрупповых и групповых занятий полезно для закрепления звука разыгрывать театрализованные представления или сюжетно-ролевые сценки («В магазине», «Доброе утро» и т. д.); использовать «пальчиковый» театр. На таких занятиях эффективнее всего закреплять правильное произношение в связной речи.

В начале работы по автоматизации звука обязательно просят «пошипеть» или «пожужжать», потому что правильный образ фонемы еще закрепляется в детской речи. Кроме артикуляционной гимнастики, логопед проговаривает, какое положение занимают губы и язык. Этот этап – самый сложный и долгий, специалист должен объяснить родителям важность выполнения всех рекомендаций и контроля за речью ребенка в начале.

Если малыша поправляет только логопед, он не будет произносить правильный звук еще долго (у некоторых это может длиться год и более). Особенно если у него сложное речевое нарушение. Автоматизация звуков Ш, Ж считается пройденной, когда ребенок свободно, без подсказок, употребляет их в словах любой сложности и не смешивает с фонемами, имеющими схожие признаки.