» » Русские узоры и орнаменты рисунки вышивка крестом. Русская вышивка. Виды швов. Вышивальные ритмы в центре России

Русские узоры и орнаменты рисунки вышивка крестом. Русская вышивка. Виды швов. Вышивальные ритмы в центре России

Русская народная вышивка не потеряла своего очарования в XXI веке. Модельеры используют узоры русской вышивки для создания новых коллекций, в спорте русская символика выражает патриотизм, бизнесмены используют славянскую стилизацию, чтобы выделиться из числа конкурентов и позиционировать свой бренд как отечественный. Вышивка в русском стиле украшает одежду и интерьеры, многие люди возвращаются к истокам славянской культуры.

Изначально ручная вышивка была ручным ремеслом, но в наши дни ручной труд потеснила машинная вышивка . Дело в том, что машинные технологии позволяют сделать вышивку гораздо более аккуратной и привлекательной, долговечной и прочной. Кроме того, русская машинная вышивка позволяет выпускать многотысячные тиражи в короткие сроки.

Мы вышиваем с 2007 года. В числе наших клиентов - многочисленные ателье и модельеры, выпускающие одежду и коллекции в русском стиле, а так же современные славяне, ролевики и реконструкторы, участники фольклорных ансамблей, организации славянской направленности, а так же многочисленные частные лица, поклонники русской культуры. Для каждого мы создаём ту самую вышивку, которую он искал. Обращайтесь , рады вышить для вас!

Фото русской вышивки в нашем исполнении

Вышивка на рубашке "Цветы"

Вышивка на толстовке "Птица"

Нашивка с эмблемой образцового хореографического ансамбля "Сирин"

История русской вышивки

На Руси вышивка имела сакральное значение: то есть, была тесно связана с верованиями в мистические силы природы и богов. Языческая вышивка славян появилась задолго до прихода на княжение Рюрика. Обережные узоры и символы украшали одежду и предметы быта. Господствовал красный цвет ниток: на белом полотне он ярко выделялся, привлекал внимание.

С принятием христианства начался новый виток развития русской вышивки. Несмотря на ярую борьбу с языческими корнями, здесь, как и в других областях, вытравить древние обычаи не удалось: народная вышивка совместила старые славянские мотивы с новыми церковными. Например, люди всегда поклонялись солнцу как источнику света и жизни, оно символизировало весёлого бога Ярило. С принятием христианства солнце никуда не исчезло из вышивок, но теперь он символизировало Божье величие.

В эти времена – X-XII века – зародилось и стало развиваться русское золотошвейное искусство . Роскошные узоры украшали иконы, предметы церковного обихода, одежду богатых людей. Тогда же – характерная для русской вышивки черта – вошёл в декоративное искусство речной жемчуг. Вышивка жемчугом с тех пор прочно вошла в мировую историю как характерная славянская особенность.

Русская традиционная вышивка

Шли годы. Первоначально вышивкой занимались монахини: это связано было с тем, что с помощью вышивки на Руси украшали в основном церковные атрибуты. Постепенно вышиванием занялись знатные женщины: было ли это влиянием Анны Ярославовны, ставшей французской королевой и поведавшей об этой западной традиции, или просто юным девицам так прививали благочестие – неизвестно.

Параллельно славянская вышивка развивается в крестьянской среде. Здесь история вышивки словно стоит на месте: древние языческие узоры и символы по-прежнему украшают одежду, бельё, занавески. К XVII веку народная вышивка входит в моду, и её мотивы проникают и в дворянскую среду.

С XVIII века и далее на русскую вышивку начинают оказывать влияние западные мотивы. Пётр I вводит европейский костюм, и дамы спешат украсить свои платья на парижский или берлинский манер. Наиболее востребована мужская вышивка , при дворе расшитые кафтаны входят в моду. Особого рассвета русская вышивка достигает в XIX: галантная эпоха требует изящества и эстетики.

Возникновение и распространение машинной вышивки производит переворот в этой сфере искусства. В XX веке происходит интеграция искусств и национальностей: африканские мотивы могут соседствовать со средневековой символикой, вышитые строки из стихотворения А.Блока – украшать танцевальный наряд для бала-маскарада.

Русский орнамент в вышивке

От простого узора орнамент отличается многократным повторением одного и того же элемента. Как возникла такая идея? Дело в том, что в древности узоры для вышивки не были простым украшением: они передавали сакральное знание. Раз за разом повторяя тот или другой символ, вышивальщица подчёркивала и усиливала его значения. Особенно это относится к обережной вышивке.

Старинные русские вышивки

Рассмотрим основные символы русской вышивки.

Солнце. Славяне высоко чтили солнце: впрочем, как и любой древний языческий народ. Солнце символизировало жизнь, радость, плодородие. В народной вышивке чаще всего светило представляется как колесо или розетка. Чаще всего такой символ был центром, вокруг которого закручивается орнамент, однако встречались и повторяющиеся мотивы колеса.

Ромб. Сейчас популярность этого символа кажется странной, потому что мы позабыли его значение. В древности же ромб символизировал женское начало, материнство. Ромб повторялся в разных вариациях на полотенцах и скатертях, подолах платья и рубахах. Он был обязательным украшением женской одежды, а так же служил талисманом для плодородия.

Крест. Этот символ был нам известен задолго до принятия христианства. Равноконечный крест символизировал солнце: его расходящиеся лучи. Близкая вариация символа – свастика – символизировала вращение солнца. Удивительно, как национал-социалистическая партия Германии умудрилась выбрать своей эмблемой символ нации, которую они намеревались уничтожить под корень! Так или иначе, в XX веке коловорот – наше название свастики – окончательно ушёл в прошлое, считается осквернённым символом.

Ёлочка . Частенько вы можете увидеть на старинных вышивках узор-ёлочку. Это традиционная вышивка России, она символизирует дерево вообще и Древо жизни, лес и природу.

Другие элементы русской вышивки

Конечно, символика русской вышивки не ограничивается орнаментами. Многие реалии жизни нашли своё отражение в искусстве вышивальщиц.

Особой популярностью всегда пользовались мотивы флоры и фауны. Различные цветы и растения прочно ассоциируются с народной вышивкой: вспомните павлоградские платки, палех. А ведь вышивка в стиле гжели или хохломы распространена ив наши дни, её узнают во всём мире! Кстати, гжель заметно отличается от традиционных цветов русской вышивки: красного, чёрного и золотого.

Животные тоже появляются на полотне довольно часто. Они символизируют то же, что и звери из русских народных сказок. Однако вы вряд ли найдёте в вышивках медведя. Почему? Дело в том, что в тотемном языческом сознании медведь был прародителем всех славян, а потому на него наложено табу. Медведя нельзя изображать, и даже имя его под запретом – слово «медведь» является ничем иным, как заменой. Поэтому в узорах вышивания прародитель не появляется.

Часто возникает в орнаменте женская фигура : символ плодородия и женского начала. Если женская фигура простирает руки к небу – это символ единства двух начал.

Символы русской вышивки. Вышивка крестом, Россия

Вышивка в русском народном костюме

Особую роль играет вышивка в русском народном костюме. Она была скорее не украшением, а оберегом. Вышивку делали на тех местах, которые соприкасаются с внешним миром: по краю рукавов, по подолу, по вороту. Такой узор должен был защитить человека.

Интересно, что дети до трёх лет носили рубахи, перешитые из одежды родителей и сохранившие их обереги. Так, если отец мальчика был охотником, то его будут защищать охотничьи обереги. Это не предрешало судьбу ребёнка, а всего лишь символизировало связь поколений. В три года дитя получало первую собственную рубаху со своими оберегами: специальными, для детей.

Вышивка в русском стиле

В настоящее время вышивка в русском стиле не забыта. Талантливые модельеры, знаменитые кутюрье создают коллекции, украшенные нашей народной модной вышивкой . Например, осенне-зимняя коллекция Валентино 2013-2014 радует нас мотивами гжели! Замечательный образ с платьем под гжель создаёт Джулия Робертс. А Дольче и Габбана порадовали нас весной-летом 2013 традиционными красными узорами на белом фоне в русском стиле.

Это далеко не единственные примеры. Сложно представить себе Валентина Юдашкина без его визитной карточки: одежды с русской народной вышивкой. Да и другие модельеры время от времени возвращаются к этой теме, радуя нас новым свежим взглядом на нашу культуру и традиции.

Мы так же приложили руку к некоторым модным коллекциям в русском стиле. Например, коллекция Alena Akhmadullina осень-зима 2015/16 сделана на основе иллюстраций к русским сказкам Татьяны Мавриной. Специально для этой коллекции мы вышили зайцев для сумочек и множество нашивок для украшения платьев. Так же мы участвовали в декоре изделий для бренда славянской одежды Белояр.

Наши работы в стиле русской вышивки в мире моды

Стоимость вышивки в русском стиле

Рады вышить по вашему эскизу! Минимальный заказ - 1 экземпляр, для оптовых тиражей - скидки. Вышиваем на одежде и головных уборах, обуви и аксессуарах, готовых изделиях и предметах интерьера, крое и тканях. Имитируем ручную вышивку крестиком. Предлагаем так же вышивку шнуром и пайетками.

Русская народная вышивка и вышивки народов мира (картинки)

Русская народная вышивка и вышивки народов мира (картинки)


Одним из самых древнейших видов рукоделия всех времен и народов является вышивание. Каждый народ имел свой, уникальный вид шитья, внося в него свои национальные элементы, поэтому такая народная вышивка известна под названием традиционной, например, тарусская вышивка или венгерская. Человек, хорошо в ней разбирающийся, может сразу определить по характерным чертам рисунка, к какой народной традиции относится вышитое изделие.
Яркие, сочные геометрические фигуры говорят о том, что перед нами флорентийская вышивка, цветочные, выпуклые завитки в пастельных тонах – французская вышивка, объемная поверхностная – бразильская вышивка, шелковая гладь – китайская вышивка, строгий геометрический орнамент с красной нитью – чувашская вышивка. Каждая из применяемых техник получила название народа или области, в котором развивалась, например, индийская вышивка или известный всем швеям московский шов. Самым несложным видом счетной техники считается вышивка болгарским крестом. В современном мире техника вышивания крестом так же пользуется популярностью среди рукодельниц всех национальностей. Вышивка народов мира является одним из самых интересных материалов исследования для тех, кого интересует этот вид рукоделия. Так же и старинная вышивка, хранящаяся в музеях разных стран, представляет очень интересный предмет для изучения, особенно сучжоуская вышивка.









Китайская вышивка


Родиной этого вида рукоделия считается Древний Китай, поэтому самой первой стала известна китайская вышивка, ее относят примерно к 4 -5 веку до н. э. Это было шитье на шелковых тканях, так как именно в районах Китая впервые стали производится ткани из шелка. Основными вышиваемыми узорами были элементы природы, животные, птицы (сучжоуская вышивка), восточные иероглифы и узоры, орнамент, традиционные китайская флора и фауна. В современном мире интерес к традициям Китая не уменьшается, поэтому очень популярными являются различные изделия в китайском стиле: одежда, посуда, предметы интерьера. Китайская вышивка по праву считается одной из изысканных и утонченных. Самая известная и старинная – сучжоуская вышивка. В ней использовались только натуральные материалы – шелковые ткани и нити, сюжеты вышивались многосложные, с большим количеством цветов и оттенков, причем изнаночная сторона была без единого узелка, как и лицевая. Очень близок к этой технике аккуратный московский шов. Китайские экзотические мотивы так же использовала якобинская вышивка (гладь, выполняемая шерстяными нитками).

Краткий обзор европейского рукоделия


Флорентийская вышивка «Барджелло»

Тарусская вышивка

Венгерская вышивка

Французская вышивка
Бразильская вышивка Флорентийская вышивка «Барджелло» (иногда это название заимствует итальянская вышивка). Эта техника характеризуется яркими, сочными цветами, среди рисунков преобладает орнамент, зигзаги, геометрические мотивы с плавными переходами, На итальянском языке название этой техники переводится, как «вышивка». В ней используется только прямой стежок с использованием шерстяных ниток.
По яркости цветов к ней близка славянская тарусская вышивка и венгерская.
Изысканная французская техника вышивания. Сочетает в себе множество декоративных видов – рококо, ришелье, бути, вышивку крестом и полукрестом, гладью и другие швы.
Оригинальная бразильская вышивка. В ней очень часто используется французское рококо, наравне с другими видами швов. Эта поверхностная техника, которая возвышает рисунок на ткани. В ней преобладают как яркие, так и пастельные тона, мотивы вышиваются цветочные и растительные, шитье происходит шелковыми нитями по тонкой ткани (как сучжоуская вышивка). В европейской вышивке представлена, в основном, гладь, но также встречается и вышивка крестом.

Как применялась вышивка народов мира


Как на Руси, так и европейских странах первоначальным применением стежков было соединение кусков тканей, которые использовались в одежде. Для подгиба ткани, например, использовался московский шов. Стежки были простыми, практичными, в качестве ниток использовалась шерсть животных.
Применение вышивке находилось везде: в постельном белье, повседневной одежде, в религиозных облачениях. На любом текстильном изделии можно было вышить красивые узоры, бытовые сцены, элементы природы, традиционный орнамент русской вышивки.


Болгарский крестПомимо эстетической стороны, вышивка несла так же сакральный смысл и имела собственное предназначение. Орнамент располагался, в основном, на одежде в местах соприкосновения с внешним миром: рукавах, вороте, головных уборах и исполняла роль оберега. Узоры орнаментов обычно вышивались крестом, которому придавалась магическая сила, название креста использовалось и в названиях техник (вышивка болгарским крестом).

Славянская вышивка


Рукоделие языческого периода на Руси почти все представляет собой магические обереги, защищающие человека от враждебных сил. Русская одежда вся была расшита этими сакральными символами, основными изделиями для такой шитья были метрики, рушники, украинские вышиванки. Основными элементами вышивки русского народного орнамента были геометрические фигуры – ромб и крест. Ромб был символом плодородия, солнца, крест обладал магической силой отгонять злых духов и снимать порчу. Постепенно вышивка крестом перестала нести сакральное значение и служить магическим оберегом. Современная вышивка крестом это просто красивый и увлекательный вид рукоделия, несущий скорее эстетическую нагрузку. Хотя, даже сейчас в некоторых поселениях русская народная вышивка несет характер оберегов. На ярмарках народных промыслов можно нередко увидеть такую одежду в древнерусском стиле, очень часто на ней используется вышивка болгарским крестиком. В современных модных коллекциях русский стиль и сейчас остается очень популярным. С принятием христианства в вышиваемые работы вносятся христианские мотивы, крестом вышиваются иконы и ризы, религиозные предметы, элементы быта. Вышивание становится более дорогим видом рукоделия, с применением дорогих нитей и драгоценных камней.

Древнерусская вышивка золотом и серебром


Богатейшая и красивейшая русская вышивка. Ее расцвет приходится на 16 – 17 века, когда знать украшала свою одежду и головные уборы драгоценными камнями. Золотное шитье с нанизыванием жемчуга использовалась для украшения интерьера, конских упряжек, в праздничной одежде. Этот вид вышивки считался одним из сложных, поэтому владеть им могла только умелая рукодельница, некоторые умелицы обучались этому мастерству в монастырях, иногда и сами монахини были опытными вышивальщицами. Драгоценными нитями вышивался растительный орнамент, сказочные существа, многосложные цветочные композиции, при работе использовались не только вышивка крестом, но и комбинировались разнообразные швы, что придавало изделию изысканность и оригинальность. Сейчас такая старинная вышивка с золотом и камнями сохранилась только в музеях или частных коллекциях. По сюжетной линии к ней очень близка якобинская вышивка, для обработки готовых изделий использовался московский шов.

Украинская и чувашская вышивка


Украинская вышивкаСлавянские, украинские и русские вышивки объединяет применение в работе небольшого количества цветов, геометрический и растительный орнамент, использование вышивки крестом. Особенного внимания заслуживают вышиванки – национальные женские и мужские рубахи. Изображениям на них придавался сакральный смысл (защита от порчи, богатство и плодовитость). Основным элементом был ромб, самый популярный славянский символ, и восьмиконечная звезда. В различных областях использовались разные виды швов, украинские мастерицы использовали вышивку крестом, полукрестом, гладью, мережкой, к традиционным красным нитям добавлялись черные, синие, желтые. Вышивание производилась, в основном, по белому или серому фону.


Чувашская вышивкаОчень близка к украинской чувашская вышивка. В ней также используется серый и белый фон, строгий геометрический орнамент, использование малого количества цветов. Основные используемые цвета – красный, синий, желтый, зеленый. Украинская и чувашская вышивка используют одни и те же элементы – розетки с восьми лепестками (символ Солнца) и древо жизни, их элементы присутствуют и в государственной символике. Чувашские вышитые рушники, половички, мотивы в одежде очень похожи на украинские, поэтому нередко их путают. Отличить чувашский национальный костюм можно по головному убору, украинские женщины используют в качестве него цветочные венки. На чувашскую и украинскую вышивки очень похожа тарусская вышивка. Такими же похожими свойствами обладает и белорусская вышивка.

Русская народная вышивка


Карельская вышивкаОсобенностью карельской вышивки является использование ниток одного цвета.
Многие народности используют в работе один цвет, таким примером может служить марийская вышивка. Узоры вышивались красной нитью по белой или серой ткани, если шитье было сквозным– белым по белому. В первом случае получалось простое, но изысканное полотно, во втором – ажурная вышивка.
Рукодельницами использовались такие техники, как крест, набор, настил по сетке, двухсторонний шов, тамбур, сочетание тамбура и набора. На вышитом полотне получался прямолинейный рисунок с геометрическими фигурами, вышивался так же орнамент, со множеством крестов и восьмиконечных звезд, узоры соединялись в сложные композиции. Помимо этого вышивались растительные мотивы, люди, животные птицы.


Марийская вышивкаКарельская вышивка очень лаконична, но, тем не менее, очень популярна среди рукодельниц. На нее очень похожа марийская вышивка. В ней использовалась счетная техника вышивки крестом, цветовая гамма состояла из красного, синего, зеленого и черного цветов. Узоры четко выделялись на полотне благодаря прямым линиям. По цветовой гамме к марийской близка тарусская вышивка. Здесь использовалась цветная перевить, вставки из настила, белая строчка.

Вышивка центральных и южных областей

Владимирская вышивкаДля этих регионов характерен геометрический орнамент, с использованием множества ярких нитей – малиновых, золотых, алых, помимо этого вышиваются растения, животные, люди. В южных районах используются цветная перевить и счетная гладь, московский шов, белая строчка с жучками, паутинкой, воздушными петлями, к ней иногда присоединялись разноцветные нити. Это была яркая и красивая вышивка, радующая глаз. В этих областях практиковалась и вышивание по черному шелку, с использованием золотых нитей. Одной из самых известных в центральном регионе является владимирская вышивка. Основной ее элемент – крупный стежок гладью (владимирский шов), им вышивались различные орнаменты, выполнялся он красной нитью, с добавлением других цветов. Московский шов, относящийся к этим регионам, и сейчас активно пользуется швеями и рукодельницами, раньше он выполнялся вручную, сейчас его можно легко выполнить с помощью швейной машинки.

Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам. Вышивали преимущественно девушки и лишь весной, до начала полевых работ, словно бы творя заклинание на урожай. Большинство узоров, что вышила молодуха на приданом, образно повествует, как небо дает плодородящую силу земле, а она родит на благо людей свои плоды. «Пусть так будет всегда», - словно говорят вышивки, которые были своего рода молитвой о будущем урожае, просьбой, чтобы вечно светило солнце, родила земля и никогда не пресекся род человеческий.

Известно, что в древности славяне, тоже земледельцы, поклонялись полотенцам-убрусам, - вернее, священным изображениям, вышитым на холсте. На протяжении многих веков узоры эти бережно передавались из поколения в поколение, из рода в род, от матери к дочери и сопутствовали человеку во все дни его жизни. Само слово «узор» происходит от древнеславянского «узрети» (увидеть).

В древней Руси понимали смысл этого слова еще и как «красота», «благо». В славянских языках, в частности, в русском, «узор» имеет много однокоренных слов: заря, зарница, зарево. Все они по своему смыслу связаны со значениями «свет» и «тепло». Восходя к первоначальному древнему культу неба и солнца, узоры являли собой «знамения неба», Конец поло­тенца. Вторая половина XIX в. Холст, кумач, льняные и шерстяные нити.

«Божественные знаки».
Шов роспись, счетная гладь. 47×33. Из Карго­поля.

Когда-то были они не столько украшением в нашем понимании, сколько знаками и образами божества у наших древних предков. Украшенное ими полотенце всегда висело в «красном углу», иным отирали новорожденного ребенка, а разузоренный плат-ширинка необходим был в свадебной обрядности.

Г.П.Дурасов - "Каргополье. Художественные сокровища"

Конец полотенца. Холст, х.-б. Вторая половина XIX в. Ткань, льняные, шерстяные и х.-б. нити.
Шов роспись и счетная гладь. 34 х 32. Из деревни Калитинская.

Подол празд­ничной женской рубахи. Первая половина XIX в. Фрагмент. Холст, шелковые и х.-б. нити.
Досюльный шов, косой крест. 26 х 146.

Стан празд­ничной женской рубахи. Первая половина XIX в. Фрагмент. Холст, кумач, шелковые, шерстяные, х.-б. нити. Двусторонний шов, счетная гладь. 80 X 60.


Стан празд­ничной женской рубахи. Начало XIX в. Фраг­мент. Холст, х.-б. и шелковые нити.

Дву­сторонний шов, счетная гладь. 78 X 190.

Обратимся теперь к ИЗОБРАЖЕНИЯМ . Коль скоро не дождались мы смысла и интересной информации, так может быть какими-нибудь изображениями покормимся за наши кровные 760 рублей?
И здесь мы сталкиваемся с совершенно отсутствующей культурой подрисуночной подписи. Просто не подозревала, что она может вот так начисто отсутствовать. Даже и не припоминаю, чтобы мне встречались в столь объёмистых книгах такие случаи.
Это первая иллюстрация книги:

Подпись гласит: "Фрагмент рязанской вышивки".
Сначала я не поняла, а потом, разглядевши повнимательней, увидела, что это, вероятно, современная копия. Очень похоже, что копия сделана весьма тщательно и близко к оригиналу. Кстати, как интересно и поучительно было бы поместить для сравнения в том же масштабе скан с первоисточника! Спрашивается, а нельзя в подписи отразить статус предмета? То, что это СОВРЕМЕННАЯ КОПИЯ какого-то реально существующего предмета столетней, наверно, давности? Догадайся, мол, сама?
Вот и догадываемся:

Подпись: "фрагмент полотенца".
Сразу вопросы. А какого времени вышивка? Ну ясно- около 100 лет.
А какой регион?
А где находится предмет - в каком-то музее(каком?), в частном собрании?
А это вообще вышивка? Может быть, это браное ткачество, которое, как известно, топологически эквивалентно вышивке набором?
А если это вышивка(ведь книга посвящена вышивке), то почему это вышивка? Откуда следует, что это - не браное ткачество? По каким признакам это следует определить?
Ни на один из этих вопросов ответа мы не найдём.
Я считаю, что работа по доскональному разбору предмета и его реконструкции и есть самая настоящая научная работа в этой области, скромная, но НАСТОЯЩАЯ. Но это уже с нашей колокольни - колокольни тех, кто народное искусство действительно бескорыстно любит и ХОЧЕТ ЗНАТЬ.
В раздельчике про тамбовскую вышивку на одной странице помещены ещё вот такие три изображения:


Подписи
к верхнему: Полоса геометрического орнамента (ритм формы)
к среднему: Диагональное движение мотива в полосе
к нижнему: Орнамент со стилизованными женскими фигурами.
Ни слова о том, что два верхних изображения - это фотографии, а нижний - рисунок(кстати, очень хороший рисунок).
О двух верхних предметах опять не сказано, что это - современные копии (очень хорошие копии, кстати). А почему приведены изображения именно копий, а не подлинников? Что это за подлинники? Какое назначение было у предмета, часть головного убора, или что? Где находятся эти подлинники - в каких музеях-собраниях? Опять же интересно было сравнить копию и оригинал. И ещё у меня один вопрос - а внутри этих зигзагообразно расположенных фигур в чёрном контуре - точно ли там было только два цвета - коричневый и горчичный. Не было ли там серебряной нити, которую за неимением заменили горчичными нитками. Я почти уверена, что S-образный элемент там присутствует и должен хорошо читаться глазом. А на копии его можно прочесть только зная, что он там есть.
Действительно, сравнивая этот фрагмент с фотографиями моей драгоценной тамбовской полосочки легко можно видеть, что орнамент этого фрагмента - половина орнамента моей полосочки(если этот орнамент разрезать пополам по горизонтали).
Ещё вопрос - а коричневый монолит половинки восьмирожковой фигуры ничем не разбит? На подлиннике не было никаких вкраплений?
Ответов нет, потому что нет изображений очень интересных предметов, которые были доступны тем, кто выполнял копии. Но ведь это интересно только нам, кто бескорыстно любит народное искусство.
Ещё одна горестная история - орловский спис. В очень рыхлом по содержанию раздельчике, посвящённом орловской вышивке, приведено несколько изображений вышивок такого характера, по котором трудновато было бы выводить какую-нибудь определяющую эти вышивки совокупность признаков. Собственно они и не выводятся. Всё это находится в раздельчике 2.3.1. (геометрический орнамент по целой ткани). Да вот незадача - и сетка там тоже есть. И ещё одна замечательная картина:

Действительно - картина, ведь это всего лишь зарисовка (фрагмент зарисовки или зарисовка фрагмента) загадочнейшего и таинственнейшего орловского списа.
Загадочно тут всё:
- загадочны сами мотивы орловского списа - одного из самых наиархаичнейших канонов русской народной вышивки
- неизвестно, что за предмет был зарисован. Надпись проста до неприличия: "Вышивка "орловский спис"". Это полотенце? Где этот предмет находится - в каком музее-собрании???
- неизвестно, почему нельзя было ради издания такой "солидной" книги перефотографировать его??? Ведь до сих пор нигде невозможно найти просто приличных изображений этого изумительного канона, который культурному человеку должен был бы быть доступен и знаком также как и стихотворения Пушкина?
- и почему после этого орловская вышивка(как-то так вся) значится в разделе 2.3.1. (геометрический орнамент по целой ткани)??? Геометрический-то он геометрический(разделки), вот только внутри очерченных вольным контуром загадочных форм.
Горе-классификация.
Немного больше повезло любителям народного искусства с изображениями, относящемися к одному из каргопольских канонов.
Есть здесь и современные копии:

Подпись: "Единичный изобразительный мотив". Опять беда. Ничего не сказано про то, что копия. И ничего про то, что за предмет скопирован, где находится подлинник(как повсюду в книге). По смыслу того, что сказано - опять беда. Если книга об орнаменте, то недурно бы тут вспомнить, что такое орнамент. Залезем-ка хоть в БСЭ:
Орнамент-
(от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов...
Если мотив единичный, как утверждает подрисуночная подпись, то о каком орнаменте вообще может идти речь? О каком ритме??? На самом деле орнамент здесь есть и далеко не один -он разный в разных элементах этого потрясающего сюжета, столь изощрённо разработанного. В каком смысле понимать "единичный"??? Здесь куча разных мотивов. Но только в орнамент они не складываются, как ни крути. Беда.
Ещё одна картинка каргопрольского канона для истинных любителей народной вышивки - подлинник подзора:


Продолжение вправо на другой странице разворота книги:

Стр.89. Иллюстрация к вологодской строчке по письму(в книге:"вологодское шитье по письму"):

Примеры белых вышивок этого канона экспонируются в музеях и есть в приличных книгах. А вот изображение вышивки с применением красных нитей найти намного труднее. Поэтому я обрадовалась даже этим жалким изображениям. Они мелкие и к тому же одно из них - плохая фотография:

А другое изображение - рисунок, что, конечно, подрисуночной подписи не отражено. Как нет там ничего о том, ЧТО это за предметы и где они находятся ныне(я больше не буду упоминать об этой милой черте стиля автора):

Плохонько? Да уж, неважненько. Да и на том спасибо. Хлебушка нету - лебеду едят, так-то.

Стр.94. Раздельчик "Владимирская гладь(владимирский верхошов)".
Рис.141. Подпись "Динамичный орнамент во владимирской глади" . Соображаю - наверное, плохо продуман был орнамент, потому как если бы был хорошо продуман, то был бы статичным(исходя из предыдущих объяснений автора):

Есть ещё два изображения на эту же тему.
Рис.142. "Симметричное построение ранних владимирских вышивок":

И рис. 143. "Изобразительные мотивы в ранних владимирских вышивках.":

И конечно, нет ни слова о том, что ранними владимирсками вышивками мы любуемся в современных "улучшающих" копиях!
Есть ценная информация:
"Основой для развития этой вышивки послужили немногие дошедшие до нас старинные образцы." Вот оно, наконец! Во множестве книг по рукоделию эта владимирская вышивка упоминается и технически объясняется владимирская гладь-верхошов, но я НИ РАЗУ не видела ей исторических прообразов в этих книгах! Подозревала, что должен был бы быть, но не встречала никаких упоминаний. Однажды, помню, на выставке(кажется, это была "Ладья" 2-3 года назад) я увидела людей, представлявших эту вышивку. Люди были не московские. Я спросила о том, а где бы посмотреть на первоисточники - есть ли они вообще, а если есть, то где? Дама мне ответила, что "есть, в музеях." А когда я попыталась было выведать у неё, в каких же музеях всё-таки есть, она буркнула мне уже что-то почти неприязненно и стала смотреть в какую-то далеко распорложенную точку, давая мне ясно понять, что аудиенция закончена.
А вот теперь ценные сведения: да,во-первых, у так называемой в книгах по рукоделию владимирской глади-верхошва действительно имеется в русской народной вышивке первообраз. Второе, такие образцы действительно где-то имеются. Третье, по-видимому мы созерцаем КОПИИ с 4-х таких образцов. Третье - догадка, поскольку автор нам об этом ничего не говорит. Но и этого уже много.
Помечтаем же о том светлом времени, когда все известные образцы этого, по-видимому, канона русской народной вышивки будут достойно изданы отдельно. Эх, увидеть бы!
Ползём дальше по изображениям.
Любительницы вышивки вообще буду, конечно, очарованы этой замечательной вышивкой на камзоле:

Камзолы эти хорошо известны и часто выставляются. Они великолепны. Но есть вопрос: а причём тут РУССКИЙ ОРНАМЕНТ?
И эта вышивка выше всяческих похвал:

Ладно, не будем определять, что тут русское и насколько оно русское. Вопрос ещё проще: а ОРНАМЕНТ тут причём?
Замечательные свадебные ширинки 17 века. Они известны и по книгам, и по экспозициям.

Кое-что в технике можно понять и по изображениям, но кое-что хотелось бы узнать определённо и окончательно-однозначно. Кто как не люди, выполнившие столь тщательно эти копии (опять примеры приводятся в КОПИЯХ без упоминания об этом), могли бы досконально рассказать нам об этом. Какой интересный и поучительный мог бы быть рассказ! Но увы, его нет. Не будем толковать о том, чего нет. Продолжим обзор того, что есть.
В раздельчике "Композиция изделий квадратной формы" читаем:
"... активная орнаментальная разработка каймы чаще всего присуща квадратной форме изделия, хотя встречается иногда и в прямоугольных скатертях и салфетках(илл.187)..."
А вот и "илл.187":

Иллюстрированное руководство по тому, как убивать народное искусство. Вспоминается несчастный пушкинский (поговаривают, что реального немножко оклеветали) Сальери. Что-то он там, помнится, "разъял" как что-то. Что-то поверял алгеброй. Ну да здесь-то нам до алгебры не дойти, потому как мы уже выяснили - с математикой книжка эта тоже воюет не на шутку.
А теперь - не для слабонервных:
Рис.204. "Декоративная ПЕРЕРАБОТКА ЖИВОТНЫХ в технике владимирского верхошва". Так уже и вижу я здания боен и цеха по разделке туш. Но рисуночек по детски мил. В самом деле, мы читаем раздельчик "Детские панно":

Уф-ф-ф. Ладно. Переработку животных пережили как-то. Но автор не унимается:
Рис.205. Декоративная ПЕРЕРАБОТКА ПТИЦ в технике владимирского верхошва". И опять всё так мило! Не пугайтесь, мы просто в галантерейном магазине, в отделе "Всё для рукоделия", рядом мулине и дамские наборчики для вышивки кошечек, собачек и птичек. Отгоните от себя страшные образы мясников, лучше съешьте вкусненькую котлетку:

А что, неплохая участь для народной вышивки - дамские наборы для вышивания. А чтобы дамы вдруг не стали бы о чём-то не том задумываться, например, "откуда есть пошла..." и тому подобное, им обязательно надо предложить ПЕРЕРАБОТАННУЮ ПТИЦУ И ЖИВОТНЫХ, чтобы они сами не трудились, её ощипывая. Пусть кушают на здоровье и ни о чём не задумываются. Главное, не увидели б чего, а то ведь задумаются, почему из сказочно прекрасных вещей понаделали стерильных трупиков.
А вещи действительно были когда-то сказочно прекрасные:

Или вот это:

Что вы там бормочете? Чем вы недовольны? Что-что?
А то, что картинки эти мы уже видели в книге, изданной 24 года назад.Ну да, правильно, то был немножко другой кадр - здесь перчатки-варежки разложили в другом порядке, одну пару убрали и две прибавили. Та картинка была длиной 10см, а эта уже -13см! Прогресс налицо! Не пройдёт и сотни лет, фотография выйдет из разряда "живописная пестрота" и уже можно будет даже и рассмотреть как-нибудь все 10 пар варежек.
Что,пять недовольны? Оказывается фотография с полотенцами в этой книжке на 7 мм меньше по длине, чем та, 24-х летней давности. Беда. Нет, товарищи, теория прогресса отменяется. Тут, похоже, регресс налицо.
Непонятно моей бедной голове, зачем перепечатывать уже известные старые фотографии без улучшения качества, тем более, что никакие специфические свойства-качества предметов, на них изображённых, НИКАК не используются в тексте, а на их месте с таким же успехом могли быть совершенно другие фотографии других вышитых платков(головных полотенец)-варежек. И, конечно, всё это никак не отражено в подрисуночных подписях.
___________________________
Зачем я написала этот обзор об этой тяжёлой книге? Не лучше было бы просто положить её в шкаф? Беда в том, что вот такие книжки, наполненные кучей картинок, которые мы всё равно станем смотреть с голодухи, красиво изданные с "лучшими намерениямии", которые опять привели в ад, продолжают всё то же нехорошее дело. А русское народное искусство продолжает оставаться неизвестным.
Долго ещё мы будем питаться суррогатами.

История возникновения вышивки крестиком уходит вглубь веков. Когда не было ни письменности и ни христианских молитв. В ту далекую эпоху женщины вышитым крестиком обращались к языческим богам с просьбой защитить их и их близких от горя и напастей. Вышивка крестиком носила сугубо сакральный смысл.

Славяне вышивали в основном красными нитками по белому полю. Расписывали крестом одежду, обувь, простыни, занавесы, полотенца.

Каждый узор. каждая черточка были наполнены особым смыслом. Несли в мир и богу собственное послание.

Одним из распространенных символов в славянской вышивке занимает символ солнца- квадрат, ромб, круглые розетки, крестиков или свастики (вращающееся светило). Кроме солнца большое значение для славян. да и не только для славян имели земля. вода. дождь. Так прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная — воду, наклонные линии – дождь.

Кроме геометрических фигур часто в вышивке встречается композиции с женской фигypой в центpе и оленями по сторонам ее. Так изображают мать Рода – Роженицу. Мать Рода в вышивке изображали или с оленями или с всадницами по бокам. В первом случае она символизировала защиту рода, призвана была оградить от болезней и бесплодия. Часто эту композицию вышивали на обрядовых полотенцах, простынях. Это один из мощных оберегах рода. Также эту композицию вышивали на свадебных ручниках и младенцам в люльку.

Трехчастные композиции является довольно распространенным сюжетом языческой славянской вышивке. Это и богиня и две всадницы. Это богиня и птицы, Это богиня и лоси или кони.

Практика использования текстильного орнамента в лечебных целях хорошо известна в народной культуре.

Новости о вышивке.

Оказывается, за тысячу лет до компьютерной эры наши предки пользовались пикселями

Сотни больших и маленьких квадратиков стремительно сменяют друг друга на огромном экране, выстраиваясь в незамысловатые фигуры – впечатление, что вдруг «затанцевали» рушники и вышиванки наших прабабушек. Загнала в компьютер, осовременила и по-другому взглянула на символы предков харьковский дизайнер Юлиана Алимова. Свой проект она назвала «Цяцьки. Народный пиксель-арт». Объясняет, что виртуализировать славянские символы и знаки начала быстро, когда разгадала секрет.

Нарисовала, чтобы вернуть любовь

Магические символы и знаки на протяжении многих столетий играли огромную роль в жизни наших предков, утверждает Юлиана. Их рисовали на посуде, вышивали на рубахах, простынях, рушниках и при этом верили, что они способны приносить счастье и исполнять желания.

За любовь и семейное счастье у наших предков отвечали и символы птиц. Их изображений сохранилось около тысячи. Если две птицы вышивались с повернутыми друг к другу головами, речь шла о счастливой, взаимной любви. Если наоборот – любовь не складывалась.

Пиксель – неделимый прямоугольный объект, обладающий определенным цветом. Пиксели, расположенные по строкам и столбцам, составляют компьютерное изображение. От количества пикселей зависит детальность изображения.

Схемы вышивок.

Вышивали роженицу по разному в зависимости от языческого аграрного календаря. И просили помощи и плодородия Земли и рода. Женский Оберег, приводящий к гармонии женскую сущность. Спокойствие и радость на душе сразу отражаются и на внешности — Вы становитесь краше и привлекательней, а главное — здоровее.

Другим женским оберегом был ЛАДИНЕЦ . Он дает спокойствие, радость и осознавание себя Женщиной.

Усиливает рост волос на голове, замедляет — на других частях тела (за счет установления нормального гормонального фона). Он дарует женское здоровье и продлевает женскую красоту.

Красный лучик остается неизменным в любом случае, цвет второго лучика изменяется в зависимости от знака Зодиака. Для стихии Земли — классический черный. Для стихии Огня тоже используется черный, но можно и золотисто-коричневый. Голубой — для Воздуха, синий, бирюзовый — для Воды.

Другим распространенным оберегом является ЛЕЛЬНИК . Он оберегает, дарит нежность и привлекательность. Чисто девичий оберег. Но до трех лет мог быть и у мальчиков в люльке. Для младенцев также вышивали так называемый Радинец.

Для девушек и молодых женщин вышивали Живу. Она наполняла душу, защищаемой гармонией и радостью, а тело — крепким здоровьем и энергией. Считалось, что Жива хорошо снимает стрессы и усталость, наполняет жизненной энергией..

Оберег посвящён двум славянским Богиням — Ладе (её знак изображён на лицевой стороне оберега) и Живе — богине жизни и Весны — её знак на обороте.

Этот оберег по свойствам похож на оберег «Гармония Женского начала», но его действие больше направлено на поднятие духа, жизненной силы, нежели на излечение женских болезней.

Мощнейший Семейный Оберег является Свадебник. Он символизирует объединение двух Родов. Слияние двух Стихиальных Свастичных Систем (тела, Души, Духа и Совести) в новую Единую Жизненную Систему, где Мужское (Огненное) начало соединяется с женским (Водным). Очень часто на оборотной стороне Свадебника изображали символ Белобога. как символ добра и благополучия. Такой оберег хранит от ссор и бед. Творит лад в семье. Иногда делали три подвески из речного жемчуга. Три подвески символизируют три мира — Мира Яви, нави, Прави.

Для отведения черных чар вышивали Чароврат. Чароврат изображали в виде Огненного вращающегося Креста. Славяне, как огнепоклонники считали, что Огонь уничтожит тёмные силы и различные чары и тем самым очистит души и тело оберегаемого.

Для исполнения желания, исцеления и твердости духа вышивали Цветок Папоротника. В народе его называют Перунов Цвет. От болезней и напостей часто также вышивали оберег Оделень трава. также как и в Чароврате, и в Перуновой звезде считалось, что огонь сжигает все беды и напасти. поэтому то эти обереги очень похожи. Духобор вышивали для больного человека. Покрывалам с такой вышивкой укрывали заболевшего и раненого. Считалось. что Великий Божественный Огонь духобора уничтожит в человеке все хвори телесные и болезни Души и Духа.

Изображение сказочной птицы — павы (иногда ее называют жар-птицей) издавна является у славян символом счастья и любви. Птица-пава всегда изображалась на вышивках в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность.

Славянская вышивка имеет также множество растительных и цветочных мотивов. Один из них — Мировое дерево, символизирующее связь нижнего, «исподнего» мира, земли и всех девяти небес. Изображали Мировое дерево пышным, высоким, с различными фантазийными цветами и птицами на ветвях.

Разбирая символику славянских вышивок, невольно поражаешься глубине мысли и широте фантазии, присущей нашим предкам. Глубокий символизм и аллегоричность — признак высокой культуры общества, особенно если учесть, что вышивки эти создавались массово, от больших городов до самых малых поселений.