» » Жан Жорес – убийство накануне всемирной бойни. Уроки Первой мировой войны и современность. Вопрос недели: каковы уроки Первой мировой войны? Уроки первой мировой войны кратко по пунктам

Жан Жорес – убийство накануне всемирной бойни. Уроки Первой мировой войны и современность. Вопрос недели: каковы уроки Первой мировой войны? Уроки первой мировой войны кратко по пунктам

11 ноября 1918 года в одиннадцать часов по Гринвичу страны Антанты объявили об окончании Первой мировой войны орудийным салютом. Война, продолжавшаяся четыре года, три месяца и десять дней, как и следовало ожидать после провала шлиффеновского блицкрига в битве на Марне , закончилась победой Антанты над странами Центрального блока.

Несопоставимость потенциала противоборствующих блоков после крушения «плана Шлиффена» в августе 1914 года уже не могла быть выправлена никакой военно-экономической организацией, столь блестяще проявленной Германией: «Экономический фактор — истощение сил блока Центральноевропейских держав, предопределенное их геополитическим положением, наряду с вводом в войну огромных резервов Антанты — ресурсов колониальных владений Великобритании и Франции и военно-экономического потенциала США — в конечном счете, решил исход войны» (Михалев С.Н. «Военная стратегия: Подготовка и ведение войн Нового и Новейшего времени», М., 2003, с. 831).

Однако для России война фактически завершилась на год раньше. Приход к власти партии большевиков в конце октября 1917 года знаменовал собой выход Российской империи (провозглашенной, впрочем, в начале сентября буржуазно-демократической республикой) из войны. Установившееся на Восточном фронте перемирие означало, что Россия, раздираемая революционным процессом на клочки, приступила к сосредоточению на внутренних проблемах, а именно на Гражданской войне 1918-1924 годов.

Официально Россия вышла из войны после заключения 3 марта 1918 года Брест-Литовского мирного договора Советской России со странами Четверного союза. На практике же русская армия стала демобилизовываться сразу после большевистского переворота и перехода Ставки под контроль нового Верховного Главнокомандующего прапорщика Крыленко Н.В.

Боевые действия на Восточном фронте прекратились, и лишь в феврале 1918 года последовала кратковременная вспышка локальных боев на псковском направлении, ставшая последней каплей для подписания мира советским правительством Ленина В.И. Утрата русскими огромных территорий и оккупация австро-германцами Прибалтики, Украины, Белоруссии, Донской области и Кавказа продолжались недолго. После поражения во Франции летом-осенью 1918 года и разгрома на Балканах в странах Центрального блока произошли революции.

Германская и Австро-Венгерская монархии пали, а новые правительства были вынуждены капитулировать. После этого на той территории бывшей Российской империи, что находилась под австро-германской оккупацией, также была распространена российская Красная Смута. Советская власть немедленно разорвала условия «похабного мира».

Итогами войны стали значительное территориальное сокращение Германии (плюс потеря всех колоний), окончательный и давно ожидаемый распад Австро-Венгрии на ряд независимых государств, оккупация большей части Турции войсками победителей, окончательная утрата Болгарией выхода в Средиземноморье. Репарации с побежденных, уничтожение вооруженных сил стран Четверного блока послужили для торжества Запада и его союзников по Первой мировой войне, в числе которых уже не было России — Российской империи. Той самой России, что, по всем объективным критериям должна была оказаться в стане победителей, а волей судьбы оказалась среди побежденных.

Интересно, что Европа, на протяжении нескольких десятилетий готовясь к Большой войне, отчаянно не желала ее. Даже после выстрела Гаврилы Принципа, ставшего поводом к развязыванию агрессии, мало кто верил в то, что война уже стоит на пороге. Все были уверены, что дипломаты так или иначе разрешат возникший между Сербией и Австро-Венгрией конфликт. Великий князь Александр Михайлович, двоюродный дядя императора Николая II , отмечал в своих воспоминаниях об июле 1914 года:

«Ни один из сотни миллионов европейцев того времени не желал войны. Коллективно — все они были способны линчевать того, кто осмелился бы в эти ответственные дни проповедовать умеренность… Все были правы. Никто не хотел признавать себя виновным. Нельзя было найти ни одного нормального человека в странах, расположенных между Бискайским заливом и Великим океаном». В завершение своих мыслей великий князь дает совершенно точную и отчаянно справедливую оценку произошедшего: «Мне довелось быть свидетелем самоубийства целого материка».

Тотальная война всегда подразумевает войну на уничтожение . А когда такой войной охвачен целый материк, причем материк, стоящий во главе прогресса человеческой цивилизации, то ожесточенность боевых действий становится еще более понятной. На этой почве активно и стремительно произрастают различные внечеловеческие «теории», оправдывающие собственную разрушительную энергию. «Недочеловеки», «варвары», «боши», «жидомасоны», «лягушатники» и тому подобные термины призваны, оправдывая себя, представить неприятеля если еще и не человеком, то как минимум человеком недостойным такого наименования. Во главе «теоретических обоснований» своих действий стоят агрессоры, а уже по ходу войны к ним «подтягиваются» те, кто все-таки старался уклониться от конфликта.

Неудивительно поэтому, что нечеловеческое язычество, густо замешанное на кровавых массовых жертвоприношениях в концлагерях, в конечном счете расцвело именно в Германии, в период правления нацистской партии — концентрированного сгустка ненависти к добру и гуманности. В Первой мировой войне ненависть только ещё проходила свою «обкатку», разрушая все без исключения международные договорен, изначально призванные не допустить саморазрушения цивилизации. Девятнадцатое столетие содрогнулось бы от практики своего детища — «короткого двадцатого века»: «Макросистема континентальных империй в течение длительного времени была внутренне стабильна, потому что, несмотря на частые войны между соседними империями все они придерживались определенных конвенциональных ограничений в своем соперничестве. В общем, они не стремились разрушить друг друга… Окончательный демонтаж системы конвенциональных ограничений в отношениях между континентальными империями занял несколько десятилетий и со всей силой проявился именно в ходе мировой войны» (Миллер А. «Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования», М., 2006, с. 41.)

Понятно, что победоносная война была выгодна для всех и каждого. В то же время, сознавая свою ответственность, правительства великих держав Европы все-таки опасались развязать Большую войну, сознавая, что такая война надолго расколет Европу, и здесь военные партии оказались как нельзя кстати. Не военными готовилась война, но когда она оказалась нависшей над горизонтами Европы реальностью, именно генералы побоялись опоздать с началом военных действий и проиграть. Так как именно германская военщина более прочих зависела от жестких графиков «плана Шлиффена», то она и поспешила ударить по своим противникам.

Собственные же выгоды, даже минимальные, видели все. Немцы — установление своего владычества в Европе. Англичане — сохранение мировой торговой гегемонии. Французы — реванш за 1870 год с той уверенностью, что он больше не повторится. Русские и австрийцы — победу в соперничестве на Балканах наряду со сложнейшими внутренними проблемами в каждой из этих держав. Италия — укрепление своих позиций в Средиземном море наряду с окончанием объединения Италии присоединением австрийского порта Триест.

Какова же роль России в этой войне, в которой она, изначально находясь в стане заведомого победителя, преждевременно вышла из войны, после чего оказалась в лагере проигравших? Невзирая на преждевременный выход из войны и свое отсутствие в стане победителей, Российская империя сделала громаднейший вклад в достижение победы Антантой. Достаточно сказать, что Россия одна сковывала до половины всех вооруженных сил неприятельского блока; что именно русское самопожертвование спасло в 1914 году Францию, и помогло союзникам укрепиться в 1915 году.

Даже после капитуляции 1918 года на востоке осталось до полутора миллионов австро-германских штыков, оккупировавших западную часть России: их также не хватило Гинденбургу в решающем наступлении весны 1918 года на Западе. Как замечательно отметил Керсновский А.А.: «Русский меч лежал грозной тяжестью на весах войны, хоть им и владели руки слабые и неискусные. Он сокрушил бы неприятельскую коалицию, найдись в России полководец. Россия одна схватилась с половиной сил Центральных держав; Франция, Англия, Италия и Соединенные Штаты — державы, во много раз сильнейшие техникой, поделили между собой другую половину» (Керсновский А.А. «История русской армии», М., 1994, т. 4, с. 165).

Однако союзники не пожелали оценить русский вклад в общую победу по достоинству. С одной стороны, преждевременный выход России из войны позволил западным державам вычеркнуть нашу страну из рядов победителей даже на официально-казенном уровне. При этом забылось все — то самое широко пропагандировавшееся в наиболее трудное для англо-французов время «братство по оружию». «Братство» — не для политики. Русская революция оказалась как нельзя кстати для держав Запада: можно было не выполнять свои обязательства перед русским, которые были заключены в наиболее тяжелое время войны. Степанов А.И. подытожил: «В конечном итоге, вооруженные силы России в 1914-1917 годах сыграли роли роль «парового катка» для срыва планов молниеносной войны и перемалывания значительной части совокупной военной мощи центральных держав. Русскую армию использовали в качестве того пресловутого мавра, который, сделав свое дело, должен был уйти в историческое небытие » («Население России в XX веке», М., 2000, т. 1, с. 80).

С другой стороны, Запад достиг обеих целей войны: и Германия и Россия выбыли из ряда великих держав. Более того: Германия была закреплена на уровне второстепенной страны Парижским мирным договором, а в отношении объятой пламенем Гражданской войны России союзники поспешили приступить к широкомасштабной интервенции. Обе великие державы были исключены из равноправных международных отношений, лишившись статуса независимых игроков не только на мировой, но даже и европейской геополитической «шахматной доске». При этом, нимало не стесняясь, англо-французы, а также американцы и японцы в своих секретных консультациях «делили» своего вчерашнего союзника на зоны влияния, подлежавшие оккупации и колониальной практике территориальной эксплуатации: тем самым Россия ставилась даже ниже побежденных стран Четверного блока. Об этом факте не следует забывать.

Мировая война российской монархии завершилась крушением монархического строя, преждевременным выходом из войны, сверхкровавой Смутой как итого Великой русской революции 1917 года, установлением советской власти в России после кровопролитнейшей Гражданской войны . Наверное, не будет лишним сказать, что после октябрьского переворота, в течение более чем четырех лет, друг с другом боролись две революции. Если во Франции конца восемнадцатого века в смертельной схватке сошлись роялисты и республиканцы, то в России начала века двадцатого — с обеих сторон в Гражданской войне сражались республиканцы. Только одни из них боролись за буржуазную республику, а другие — за республику Советов.

История сделала очередной непредсказуемый виток. Монархическая идея так и не была поднята на щит ни одной сколько-нибудь значительной силой в России, бесспорно, подавляющая часть монархистов находилась в стане Белого движения. Как говорит исследователь, в годы Гражданской войны «в офицерской среде отмечались, прежде всего, монархические устремления, причем к монархическому течению мыкали лучшие представители кадрового офицерства, наиболее подготовленные для строевой работы» (Волков С.В. «Трагедия русского офицерства», М., 2002, с. 216).

Так можно ли сказать, что русская монархия отжила свое? С одной стороны, по замечанию Булдакова В.П., после Первой мировой войны наблюдается процесс системного кризиса европейских монархий, которые одна за другой, не выдержав испытания войной, заменялись республиканским строем. Булдаков В.П., в частности считает, что системный кризис Российской империи был «связан, как представляется, с недостаточной оперативностью и эффективностью управления империей, постоянно запаздывающей реакцией властей на развитие событий в стране. Мало того, засилье бюрократии, коррупция, казнокрадство автоматически превращали власть в России из предмета привычного восхищения и добровольного подчинения в объект поношения, насмешек и самых невероятных слухов».

С другой стороны, это верно лишь в отношении тех монархических стран, что являлись великими державами и потерпели военное поражение в 1914 -1918 годах. Военный разгром стал определяющим фактором в крахе великодержавных монархических режимов: Э. Хобсбаум точно подметил, что «из побежденных стран ни одна не избежала революции». И все великие державы, потерпевшие поражение, являлись монархиями — Германия, Австро-Венгрия, Россия.

Действительно, можно спорить, потерпела ли поражение русская монархия, будучи сброшена революцией раньше времени, или разгром целиком лежит на совести революционной власти. Представляется, что, так или иначе, была война и была революция. В конечном счете Германия также не потерпела окончательного поражения, выбыв из войны, в качестве первопричины, вследствие истощения страны, капитуляции союзников и разворачивавшейся в Германии революции.

Военное поражение Российской империи стало логическим итогом того ведения войны, что продемонстрировали и император, и Временное правительство. Могло быть по-иному, не будь революции? Могло. Поэтому мы и не говорим, что поражение было закономерным, но лишь — логически и объективно вытекающим из практики ведения войны в 1914-1917 годах.

Те же русские эмигранты — участники войны считали, что Россия фактически потерпела поражение в Первой мировой войне, хотя, как писал Н. Головин, «без решительной победы ее врагов над Российской Армией на театре войны». Но то же можно сказать и в отношении Германии, а между тем поражение Германии в Первой мировой войне не подвергается сомнению. Обобщая исследовательский опыт эмигрантов, А. Савинкин считает, что «в Первой мировой войне Россия понесла сильнейшее внутреннее поражение.

Война закончилась не победой, сопряженной с могуществом и народным одушевлением, а настоящей бедой-катастрофой: разложением армии и флота, двумя революциями, кровавой Гражданской войной, опустошительным социалистическим экспериментом, очередной серией бессмысленных и неподготовленных войн, утратой и растратой завещанного от предков богатейшего наследия, территорий, людских ресурсов. Цена за нежелание «довоевать» и неумение побеждать оказалась слишком высокой» («Военная мысль в изгнании. Творчество русской военной эмиграции», М., 1999, с. 500; «Государственная оборона России: императивы русской военной классики», М., 2002, с. 531).

В определяющем отношении преждевременный выход Российской империи из мировой борьбы был обусловлен позицией, занятой основной массой населения страны (85 %), — крестьянством , составлявшим львиную долю вооруженных сил и дававшим обороне рабочие руки в промышленности, а также и продовольствие. В чем чина того, что русское крестьянство, в отличие от наций Европы, так и не восприняло Первую мировую войну как «свою», необходимо-насущную и требовавшуюся для улучшения жизни государства и народа?

В отношении субъективной психологии в современной историографии существует точка зрения о том, что Первая мировая война стала роковой для Российской империи вследствие своего «окраинного» характера, удаленности театра боевых действий от великорусских губерний. Русский крестьянин, не могший осознать целей неожиданного союза с Западом и необходимости противоборства с Германией сознательно, как гражданин и патриот своего отечества, защищать Польшу и Литву, пусть даже и входивших в состав Российской империи (Вронский О.Г. «Государственная власть России и крестьянская община в годы «великих потрясений» (1905-1917)», М., 2000, с. 387-388).

Действительно, современная война, национальная война XX столетия, с одной стороны, потребовала вовлечение в тяжелейшее противостояние всех сил нации, а с другой — своей «затянутостью» и расплывчатостью целей вызвала крайнюю неустойчивость в поведении широких народных масс, и в первую голову солдатских масс. Ограниченность крестьянского кругозора рамками сельской общины, его вековая оторванность от внешнего мира и неинформированность в области государственной политики (в других странах большинство граждан читали ежедневные газеты) подразумевали тот факт, что враг должен обязательно напасть на родной очаг. И вот тогда-то агрессор получит решительный и жестокий отпор. Искать врага вдали от родного дома, в тысячах километров от своей деревни, на взгляд крестьян, было бессмысленно.

Поэтому хорошо дрались кадровики и молодые новобранцы, жаждавшие видеть жизнь. И поэтому плохими считались второочередные ополченские дивизии, особенно те из них, что возглавлялись невыдающимися командирами, а таких было большинство: к 1917 году из шести миллионов людей, прошедших к началу войны военную службу, в строю осталось немногим более миллиона; и из этих большая часть — мужчины за тридцать лет. Так что корень вопроса лежал не столько в военной подготовке солдата, сколько в его политическом обучении: «В России в силу запаздывания социальной трансформации общества в условиях модернизации, сохранения замкнутых в рамках локальных сообществ, сословно неполноправных крестьянских масс, буржуазная нация складывалась медленно, что определило более низкий, чем в развитых капиталистических странах, уровень национальной консолидации и национального самосознания народа» (Поршнева О.С. «Ментальный облик и социальное поведение солдат русской армии в Первой мировой войны (1914 — февраль 1917 г.) // «Военно-историческая антропология». Ежегодник. М., 2002, с. 254).

Государственная власть Российской империи не смогла к началу мирового противоборства обеспечить такую консолидацию нации вокруг престола. В военное же время масса негативных проявлений российской действительности была еще более усугублена. Между тем элита страны ясно сознавала, что отставание от Запада в двадцатом веке будет равнозначно потере суверенитета. Это явление стало отчетливо проявляться уже после Первой русской революции 1905-1907 годов.

Начатые правительством Столыпина П.А. внутренние реформы, ставшие логическим продолжением осторожного реформирования предшествующего времени, «подтягивали» активы Российской империи к уровню великих держав Европы, которые в этот момент активно готовились к Большой европейской войне. Ради этого русской верховной власти в очередной раз пришлось пожертвовать самобытностью страны и переводить ее развитие на капиталистический путь, причем в его чрезмерно форсированном варианте.

Таким образом, перед последним царским режимом стояла задача одновременного «скачка» в экономическом развитии и сдерживании военной угрозы со стороны Запада, который если не прямо, так опосредованно втягивал Россию в Большую войну. Если Германия и Австро-Венгрия открыто рассматривали Российскую империю как вероятного противника, то Франция и Великобритания отчетливо сознавали, что без России разгром Антантой Центрального блока невозможен. Поэтому участие нашей страны в Первой мировой войне было практически неизбежным: избежать военного конфликта было возможно лишь ценой утраты престижа страны, вероятной политической изоляцией, потерей всех союзников, утратой своих позиций на международной арене.

Война подвергла испытанию на прочность не только русскую государственную систему, но и весь ее политический и социально-экономический строй. Но даже и теперь монархия оказалась трагически одинока: либеральная буржуазия могла поддержать ее только при условии передела власти; крестьянские массы жаждали лишь одного — земли. Никто не задумывался о том, что наше Отечество дошло до той кризисной черты, за которой стоит только тезис «победа или смерть!».

В свою очередь не отличавшаяся гибкостью верховная государственная власть не собиралась идти на уступки в пользу буржуазии и крестьянства. Такая позиция последнего императора Николая II Романова и его окружения могла иметь успех исключительно при условии обеспечения победы в Большой войне: победы достаточно быстрой, умелой и решительной. Власти не только не смогли обеспечить такой победы, но даже, напротив, усугубили тяготы военного времени в сознании и жизнедеятельности нации. Поэтому в этом смысле совершенно прав Шацилло К.Ф., показавший, что «непосредственным виновником поражения России в Первой мировой войне является третьеиюньский политический режим, оказавшийся неспособным адекватно ответить на вызовы современной эпохи, предвидеть последствия своих имперских амбициозных планов» (Шацилло К.Ф. «От Портсмутского мира к Первой мировой войне. Генералы и политика», М., 2000, с. 5).

Пустопорожнее и провоцирующее агрессоров бряцание оружием, влияние «военной партии», обман самого себя в смысле подготовки страны к Большой европейской войне — все это было свойственно режиму последнего русского императора. Действительно, буржуазия не проявила должного патриотизма в годы войны (одно дело — словесные декларации, и совсем иное — упорная работа на оборону, принесение капиталов «на алтарь отечества», отказ от политической борьбы на время военных действий), и объективно даже сделала все от нее зависящее, чтобы проиграть войну. Но и верховная монархическая власть оказалась столь закоснелой и затупившейся, что не нашла сил пойти на компромисс с общественностью, не смогла достойно вести войну.

После 1918 года в Европе осталась масса монархий — те же Великобритания, Бельгия, Югославия, Румыния; нейтральные Испания и Швеция. Но только в одной стране, потерпевшей поражение в мировой войне, удержалась монархия — в Болгарии, причем в двадцатых годах помощь как раз русских белогвардейцев, ставших к тому времени эмигрантами, едва-едва спасла болгарского царя от революции. Опять-таки Германия была довольно развитой парламентской монархией, так что говорить о крахе одних лишь самодержавств не совсем верно.

После Первой мировой войны пали лишь те монархии, что потерпели поражение, причем именно военное поражение, признанное их нациями. В определенном смысле на военное поражение самым непосредственным образом влияла форма правления. Здесь можно выделить несколько аспектов.

Дело в том, что в Германии, России и Австро-Венгрии милитаризация политической власти достигла своего максимума. Главы государств, фактически являвшиеся и Главнокомандующими своими вооруженными силами (монархический принцип неизбежно подразумевает такой оборот, невзирая на наличие чисто юридических фигур вроде великого князя Николая Николаевича в России или эрцгерцога Фридриха в Австро-Венгрии), сосредоточили в своих руках всю военную и гражданскую власть. Бельгия, Сербия и Румыния явились народами-изгнанниками, и только участие в войне на стороне сильнейшего блока спасло их политический строй от краха.

«Тотальная» мировая война — не для традиционных монархий. Разделение властей, а, следовательно и ответственности, в конституционных государствах (фактически конституционных, а не просто связанных наличием писаной конституции) не вело к подрыву престижа самой власти как таковой, которая в монархических странах была сконцентрирована и олицетворена в личности монарха.

Возможно, что, как и в XIX столетии, ситуацию мог выправить союз монархических государств между собой, тем более необходимый, что этот же самый вариант предусматривался и логикой геополитических законов. Но этого не произошло: Россия и Германия стали врагами, причем немцы поспешили бросить вызов всему миру, а русские встали на сторону своих традиционных противников против своего векового союзника. Монархические режимы, приняв самое активное участие в развязывании Большой европейской войны, совершили самоубийство. А ответственность за самоубийство лежит прежде всего, разумеется, на самом самоубийце.

По материалам книги М.В. Оськин «История Первой мировой войны», М., «Вече», 2014 г., с. 483-491.

Первая мировая война

Продолжавшая с 1914 по 1918 год Первая мировая война открыла новую страницу в истории человечества. Масштаб войны и число участников, новые методы ведения войны, принципиально новые вооружения и многомиллионные жертвы, крушение империй и политических режимов - всё это позволяет нам говорить о начале очередной исторической эпохи, получившей название Новейшего времени.

Предыстория

Стремление милитаристской Германии к гегемонии в Европе, столкновение интересов России и Австро-Венгрии на Балканах, претензии ведущих держав на наследие близкой к распаду Османской империи - эти и другие факторы стали причиной ряда вооруженных конфликтов и локальных войн в начале XX века. С каждым годом обстановка накалялась все сильнее, были сформированы два военно-политических блока - Антанта и Тройственный союз. Европа готовилась к грядущей войне, для который нужен был лишь повод.

Участники

Уже во время войны Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) превратился в Четверной (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария). Италия в 1915 г. выступила на стороне Антанты (Англия, Франция, Россия). В апреле 1917 г. к коалиции Антанты присоединяется мощный союзник - США.

События

23 июля 1914 г. - Австро-Венгрия, считавшая власти Сербии косвенно ответственными за убийство, предъявила Сербии ультиматум (текст: Австро-Венгерская нота от 23 июля 1914 г.), фактически ставивший под вопрос суверенитет страны. Ультиматум был принят частично, в ответ на него через несколько дней Австро-Венгрия объявила Сербии войну. В течение последующей недели все участники Антанты и Тройственного союза провели военную мобилизацию и объявили друг другу войну. Первая мировая война началась.

1914 г. - успех в целом сопутствует Германии и Австро-Венгрии. Германия успешно ведет войну на два фронта - против России на востоке и Франции на западе, однако нехватка сил не позволила ей взять Париж и вывести Францию из войны. Германское наступление было остановлено в боях на Марне.

1915 г. - на западном фронте стороны ведут позиционную войну. Начинает активно применяться химическое оружие. На восточном фронте - Великое отступление русской армии, Германией оккупированы обширные территории Российской империи. В Турции происходит геноцид армян (подробнее: Геноцид армян), классифицированный Антантой как преступление против человечества (впервые в истории).

1916 г. - Верденская битва (Верденская мясорубка); германские войска предприняли попытку прорыва на западном фронте, чтобы достичь Парижа, однако не смогли прорвать французскую оборону. Боевые действия длились практически весь год, использовалась авиация, огнеметы, химическое оружие (подробнее: Боевые отравляющие вещества в Первой мировой войне). Порядка миллиона убитых и раненых.

1916 г. - битва на Сомме. Неудачная попытка наступления британских и французских войск. Первое в истории применение танков. Порядка миллиона убитых и раненых.

1917 г. - в России в результате Февральской революции пала монархия, внутренняя нестабильность негативно сказывается на активности русских войск.

1918 г. - летом Антанта и союзники проводят успешное наступление по всем фронтам, война близится к завершению.

Ноябрь 1918 г. - во многом в результате военных неудач происходят революции в Германии и Австро-Венгрии; в этих странах ликвидируются монархии; новые правительства заключают перемирие; Первая мировая война заканчивается.

Заключение

Падение империй

Затянувшаяся война требовала от всех ее участников огромных ресурсов. Экономика стран, участвовавших в войне, работала в первую очередь на нужды армии, что приводило к нехватке ресурсов в гражданской сфере. Это вызывало народные волнения, усиливавшиеся в случае неудач на фронте. В итоге прекратили существование Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская империи; во всех этих странах изменилась форма правления, монархии были ликвидированы. Распад империй изменил политическую карту Европы и Ближнего Востока.

Влияние на умы

Первая мировая войны стала самой кровопролитной войной в истории на тот момент. Для нее было характерно ведение позиционной войны, когда миллионные жертвы не приводили к значительному изменению баланса сил. Многие современники были поражены, сколь малой сделали цену человеческой жизни новые вооружения, такие как химическое оружие. Эти чувства, нашли отражение, в частности, в антивоенных литературных произведениях, появившихся позднее.

Конспект

К началу Первой мировой войны мировая политическая система находилась в состоянии глубокого кризиса и острых противоречий, связанных с недоговорённостью ведущих мировых держав по вопросам колоний, сфер влияния и торгово-экономическому балансу сил. Создававшиеся на протяжении последних 30 лет военно-политические блоки к 1914 году окончательно оформились и не скрывали друг от друга своих враждебных настроений. Такими блоками, с одной стороны, была коалиция Германии, Австро-Венгрии и Италии, с другой - Антанта с входившими в неё Англией, Францией и Россией.

Ведущую роль в развязывании Первой мировой войны играли такие страны, как Германия и Австро-Венгрия. Первая стремилась к новому переделу мира, желая заполучить новые колонии и сферы влияния. Вторая - усилить своё влияние на Балканском полуострове и Украине, чьи территории входили в зоны влияния Российской империи.

В свою очередь, страны Антанты, не желавшие допустить нового передела Мира, в силу складывавшихся обстоятельств были вынуждены пойти на конфронтацию, и открыто заявляли о возможности открытия боевых действий.

Как было уже сказано выше, Австро-Венгрия имела территориальные претензии на Балканах, и в первую очередь в Сербии, которая являлась многовековым союзником России. Подталкиваемая Германией к ведению более активных политических действий, Австро-Венгрия стала всё давить на Сербию в политическом и экономическом планах.

Формальным поводом для начала Первой мировой войны стал т. н. «Выстрел в Сараево» . 28 июня 1914 года девятнадцатилетний боснийский серб - Гаврило Принцип , член террористической организации «Млада Босна», застрелил наследника австрийского престола Франца Фердинанда и его жену во время посещения ими боснийского города Сараево, который незадолго до этого был присоединён к Австрии (см. Рис. 1).

Именно этот выстрел положил начало крупномасштабному мировому конфликту и явился поводом к развязыванию боевых действий.

Спустя месяц, 28 июля 1914 года , Австрия объявила войну Сербии. 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Вслед за этим 3 августа 1914 года Германия объявила войну Франции, 4 августа 1914 года Великобритания объявляет войну Германии. 6 августа 1914 года Австро-Венгрия начала боевые действия против России, а 11 августа 1914 года Франция и Великобритания объявили войну Австрии.

Изначально в начавшейся военной кампании успех полностью сопутствовал Германии и Австро-Венгрии. На Западном фронте немецкие войска стали теснить французов и, продвигаясь вглубь Франции, оккупировали её земли. Только нехватка сил у Германии спасла Францию от полного разгрома и взятия Парижа. В историю это событие вошло как «Чудо на Марне» . На Восточном фронте германское командование сумело выбить из Восточной Пруссии вошедшие туда русские войска и начать боевые действия на территории России - в Польше и на Западной Украине.

К концу 1914 года на обоих фронтах линия фронта стабилизировалась. В то же время на стороне Антанты вступила в войну Япония, начав боевые действия в южной части Тихого океана, захватывая острова, принадлежавшие Берлину. На стороне Германии выступила Турция, стремившаяся к территориальным приобретениям на Балканах и в Закавказье. Против неё сразу же был открыт Кавказский фронт Русской армии.

1915 год характеризуется временем т. н. «позиционной войны» , когда противники не предпринимают наступательных действий, ограничиваясь артиллерийскими обстрелами друг друга или предпринимая отдельные вылазки. Заметным исключением в такой войне стала Битва при Ипре , где германское командование впервые применило химическое оружие, уничтожив более 15 тыс. французов (см. Рис. 2).

На Восточном фронте неудачные наступательные попытки русского командования привели к отступлению русской армии и потери всей Польши, западных областей Белоруссии и Украины. В то же время русским сопутствовал успех на Кавказском фронте.

В 1915 году из состава Тройственного союза выходит Италия и переходит на сторону Антанты. В свою очередь, тогда же был заключён Четверной союз , состоящий из Германии, Австро-Венгрии, Турции и присоединившейся к ним Болгарии.

1916 год характеризуется самыми жестокими и кровавыми битвами Первой мировой войны.

На Западном фронте германское командование предприняло попытку наступления у крепости Верден. Эта битва вошла в историю как «Верденская мясорубка» , т. к. почти год на этом участке длились бои (см. Рис. 3). Немцам удалось продвинуться на 6-8 км вперёд, потеряв при этом 450 тыс. чел. Англо-французские потери на этом участке составили 750 тыс. чел.

Летом того же года параллельно с Верденской операцией происходила Битва на реке Сомме - наступательная операция англо-французских войск. В этой битве впервые были применены танки.

На Восточном фронте русскими войсками был организован знаменитый «Брусиловский прорыв» , названный так по фамилии командующего Юго-западным фронтом А.А.Брусилова, в ходе которого русскими войсками была практически уничтожена австрийская армия и освобождена Галиция. Тогда же на стороне Антанты выступила Румыния.

На Кавказском фронте русские войска вели успешные боевые действия в Турции.

1917 год характеризуется постепенным поворотом фортуны в сторону стран Антанты. Германия и Австро-Венгрия были уже практически истощены войной. В России неудачи русской армии и отступления, а также ряд внутриполитических факторов, способствовали напряжению обстановки, что вылилось в свержение монархии и установление Временного Правительства, которое заявило о продолжении войны.

Внутриполитические проблемы в России заметно ослабили Восточный фронт. Солдаты фронта нередко братались с противником, не желали более воевать и зачастую покидали свои позиции, что вызывало опасение у Франции и Англии.

К середине 1917 года экономика Германии и Австрии была истощена. В том же году, чувствуя приближающуюся победу, в войну на стороне Антанты вступили США, что окончательно предопределило победу.

После Октябрьской революции новое большевистское правительство, чувствуя чаяния народа, не желавшего воевать, в 1918 году подписало мирный договор с Германией , который получил название «Брестский мир» . По нему огромные территории Украины, Прибалтики, Белоруссии отходили Германии. Но этот договор был необходимой передышкой для новой власти в России.

Для Германии Брестский мир лишь оттянул поражение. Пользуясь ликвидацией Восточного фронта и продовольственной базой Украины, немецкое командование предпринимало боевые действия на Западном фронте, но все они были безуспешными.

В середине 1918 года силы Антанты предприняли наступление на реке Марна , которое закончилось поражением немецким войск.

Видя своё катастрофическое положение, 3 ноября 1918 года перемирие с Антантой заключила Австро-Венгрия, а 11 ноября - Германия.

Первая мировая война была окончена.

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте § 2 учебника Шубина А.В. и дайте ответы на вопросы 1-4 на с. 24.
  2. Найдите на карте, представленной в учебнике на стр. 20-21, державы Антанты и её противников.
  3. Дайте общую характеристику военно-политическим блокам.
  4. Ответьте на вопрос 3 раздела «Задания» на стр. 25.
  1. Интернет-портал 900igr.net ().
  2. Библиотека Гумер ().
  3. Большая энциклопедия школьника ().

Одна из задач, которые ставят перед собой организаторы памятных мероприятий , посвященных столетию со дня начала Первой мировой войны - это вернуть нашему обществу знание о забытых страницах истории. Есть надежда, что вместе с таким знанием придет и осмысление уроков истории . Об одном из таких мероприятий рассказывает «Российская газета» .

Профессиональные дискуссии историков, усвоенные политиками, способны повлиять на разрешение многих современных конфликтов и споров, убежден спикер Госдумы Сергей Нарышкин . "Ведь из похожих конфликтов не раз разгорались большие "пожары" мировой истории. И корни их лежали не только в экономике, но в самом недопонимании народов, в незнании культуры друг друга", - заявил Нарышкин, открывая в понедельник дискуссию на международном круглом столе "Первая мировая война: культура и память", организованном ЮНЕСКО и Российским историческим обществом в Париже .

Далеко не все в нынешней ситуации верили в успех этого мероприятия. Но за круглым столом оказались авторитетные историки, парламентарии, деятели культуры не только из России и Франции, но и Сербии, Финляндии, Германии, Литвы, Латвии, Великобритании, Польши.

Многие страны мира переосмысливают уроки Первой мировой, отметил Нарышкин, выразив большое уважение тем, кто, "несмотря на все давление и оголтелую пропаганду, продолжают развивать международные контакты". Председатель Госдумы считает, что "в сегодняшних условиях на фоне известных событий в международной политике вокруг глубочайшего политического кризиса, который в настоящее время раздирает Украину ", такие встречи исключительно важны. "Только диалог, совместный, без конфронтации, осмысление как прошлого, так и настоящего откроют нам дорогу к действительно общему будущему, к созданию Европы без раздельных линий".

Спикер Госдумы рассказал, что делает Россия в преддверии знаменательной для всего мира даты: 1 августа стало Днем памяти воинов, погибших в 1914-1918 годах, завершается подготовка к установке памятника Неизвестному солдату Первой мировой , началась оцифровка картотеки потерь на фронтах этой войны, реализуется проект, целью которого является сбор материалов из семейных архивов, проводятся образовательные и научные конференции.

Директор Госархива России Сергей Мироненко сообщил о подготовке мультимедийной выставки , которая "с фотографической точностью" покажет историю войны. Руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов сообщил новость - на сайте военного исторического архива выложены секретные документы той войны - все инвентарные описи - "это полный набор старой русской армии", доступный и в Москве, и в Варшаве - везде.

Участники дискуссии, среди которых были и потомки тех, кто воевал на фронтах Первой мировой, утверждали, что война нанесла неисполнимый духовный ущерб всей Европе. В 1914 году каждый из враждебных лагерей шел на Первую мировую войну "под флагом "защиты национальной", напомнил Сергей Нарышкин. Деятели искусства и науки разных стран, дружески сотрудничавшие до войны, разрывали связи, обвиняли друг друга, чужие государства и народы. "Нельзя забывать и то, что именно межвоенная Европа стала местом появления нацистской идеологии", - подчеркнул Нарышкин, заметив, что популярность таких взглядов не ограничивалась пределами одной страны - "в тот период движения фашистского толка не были редкостью".

"Хочется надеяться, что современный мир усвоил главные уроки прошлого. И задачей тех, кто в ответе за культуру, всегда будет сближение народов, а не противопоставление их друг другу", - заявил спикер, заметив, что, по крайней мере, об этом свидетельствует деятельность таких организаций, как ЮНЕСКО. Нарышкин считает, что эта организация заслуживает самой серьезной поддержки. Наша страна ее оказывала на протяжении шести десятилетий и будет делать это в дальнейшем.

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ВДУМЧИВО Наша история Судьбы людские Наша почта, наши споры Поэзия Проза Ежедневные притчи ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ Все новости про пенсии и деньги Пенсионные новости Военным пенсионерам Работающим пенсионерам

Цель урока:

  1. подвести учащихся к пониманию причин, целей, итогов участия России в Первой мировой войне.
  2. формировать навыки работы с алгоритмом;
  3. продолжить формирование умений работы с учебником, картой;
  4. воспитание негативного отношения к войне как методу решения международных вопросов.

Тип урока: интегрированный.

Средства обучения:

  • учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. 20 век».
  • доска,
  • карта,
  • раздаточный материал, компьютер, проектор.
  • мультимедиа учебник «История России. 20 век. Ч. 1. «Клио Софт».

Ход урока

Вводное слово учителя.

Четыре года продолжалась Первая мировая война. Вот её основные характеристики (данные записаны на доске):

  • продолжительность – 1554 дня;
  • число стран-участниц – 38;
  • состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран: Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;
  • число государств, на территории которого походили военные действия –14;
  • численность населения стран-участниц войны- 1050 млн. человек (62% населения планеты).

Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос о физическом уничтожении человечества. Её вели массовые армии, которые использовали разрушительно оружие, созданное индустриальным обществом. Война стала тяжёлой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через 4 года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен относительно благополучный европейский мир.

Наша цель – работая с алгоритмом характеристики войн мы должны будем дать оценку Первой мировой войне, показать ее несправедливый характер (алгоритмы лежат на каждой парте ).

(Текст раздаточного материала)

Характеристика войн.

  1. Международная обстановка в регионе накануне войны.
  2. Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.
  3. Воюющие страны или группировки стран.
  4. Цели сторон.
  5. Соотношение сил воюющих сторон.
  6. Ход военных действий (по этапам):


  7. Характер войны.
  8. Герои и полководцы.
  9. 9. Условия мирного договора (капитуляции).
  10. 10. Военные и политические итоги.

План объяснения нового материала.

I. Первый пункт алгоритма: "международная обстановка в регионе накануне войны"

Вопрос разбирается в форме беседы.

II. Причины войны. Повод победы к началу военных действий. Хронологические рамки.

Через проектор смотрим схему «Причины войны ». Далее заслушивается сообщение учащихся об убийстве в Сараево, включается СД-диск «повод к войне». (СД-диск пар. 9, альбом, схемы).

III. Воюющие страны или группировки стран.

Вопрос разбирается по схеме, проецируемой с СД - диска на экран.

IV. Цели сторон.

На экран проецируем «Цели воюющих государств».

V. Соотношение сил воюющих сторон.

Работа с таблицей, написанной на доске.

VI. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа;
б) основные сражения и события;
в) военные и политические итоги этапа.

Перед учащимися лежат карты-планы Генеральных штабов России, Англии, Франции и Германии. На основе этих карт учащиеся составляют рассказ о планах сторон, особое внимание уделить причинам планам Германии, плана Шлиффена.

Заслушивается сообщение о плане Шлиффена.

1914 г, накарте показывают основные направления военных действий. Через проектор показываю кадры кинохроники.

1915 г. по карте следим за ходом военных действий. Через проектор читаем воспоминания Д.И. Деникина. Отвечаем на вопрос об одной из причин поражения русской армии в 1915 г.

1916 г. события 1916 г. показываются на карте, показ сопровождается кадрами кинохроники «наступление немцев на Верден».

1917–1918 гг. События показываются на карте.

VII. Характер войны.

Вопрос рассматривается в ходе эвристической беседы. Освободительный для кого? Захватнический для кого?

VIII. Герои и полководцы,

Заслушиваются сообщения учащихся о героях войны.

IX. Условия мирного договора (капитуляции).

Работая с учебником с 79, с 81 учащиеся выписывают основные условия Брестского мира и Компьенского перемирия.

X. Итоги войны.

Учащиеся делают выводы об итогах войны.

По мнению современных историков, 3 фактора полностью изменили облик войны:

  • Использование новых видов оружия, которое увеличивает число убитых и раненых;
  • Храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь;
  • Изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война становится тотальной;
  • Пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.

Первая мировая война повлияла на психологию и привычки людей, не случайно поколение участников войны было названо «потерянным». Она сделала людей более терпимыми к насилию. Потребности военного времени, необходимость регулирования экономики расширили функции государства, поставили его над обществом. Война не разрешила многие старые противоречия и посеяла зёрна будущих военных конфликтов.

«Я считаю, что 20 век начался именно в 1914 г. Эта война заложила основы современной цивилизации» (немецкий историк В. Дайест.)

Д/3 параграф 9, подготовиться к тесту.

Используемая литература:

  1. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России 20 века. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  2. Первая мировая в жизнеописаниях русских военачальников / Под ред. В.П.Маяцкого. – М.: «Элакос», 1994.
  3. Керсновский А.А. История русской армии. Т. 3. – М.: Голос, 1994.

Класс: 9

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Познакомить учащихся с Первой мировой войной.

Задачи урока:

  • Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств.
  • Охарактеризовать ход военных действий на Западном и Восточном фронтах.
  • Формировать умения и навыки работы учащихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.
  • Совершенствовать навыки работы с исторической картой.
  • На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.
  • Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений (с использованием ИКТ).

Оборудование: Политическая карта мира, Презентация к уроку, иллюстративный материал.

План урока :

  1. Организационный момент.
  2. Геополитическая ситуация накануне войны.
  3. Причины Первой мировой войны и повод.
  4. Цели воюющих сторон.
  5. Основные военные события.
  6. Итоги войны.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.

ХОД УРОКА

Организационный момен т

Вступительное слово учителя. Первая мировая война стала прологом потрясений двадцатого века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами империи.

(Слайд.1)

«Величайшие преступления империализма против человечества»
Убитых 10 000 000 млн. человек
Раненых 20 000 000 млн. человек
Огромные разрушения, страдания сотен миллионов человек.
Ради чего были принесены эти жертвы?

– Считаете ли вы, что в 1914 г. мир был обречен на крупномасштабное противостояние? Была ли возможность предотвратить эту войну?

Учитель: В 1905-1914 гг. происходило дальнейшее обострение противоречий между ведущими мировыми державами. Немецкая угроза колониальным владениям Англии и Франции содействовала упрочению франко-русского союза, и заставляло Англию искать сближения с Россией. Николай II в конечном счете поддержал линию сближения с Англией, но не с Германией, чему способствовало влияние Франции – союзницы России, а также притязания Германии на прибалтийские земли. А в феврале 1907 г. в Санкт-Петербурге были подписаны три конвенции с Англией, разграничившие сферы влияния на Востоке. Эти договоренности завершили оформление военно политического блока стран Антанты – Франции, Англии, России. В тоже время сложился и второй противоборствующий союз – Тройственный: Австро-Венгрия, Германия, Италия.

(Слайд 2). Противоборствующие силы.

Причины Первой мировой войны и повод. Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда было использовано в качестве повода для начала Первой мировой войны. Хотя мирные средства урегулирования конфликта далеко не были исчерпаны, 28 июня Австро-Венгрия объявила войну Сербии.

(Слайд 3) – повод.

Все имеет свои причины и эта война также. У каждой страны-участницы были свои причины, почему она вступила в войну, но их можно объединить и тогда можно сделать вывод, что для всех участниц общими были следующие причины (слайд 4 ) и запись в тетрадь:

  • Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономическом и военном развитии (так Англию не могла не беспокоить стремительная промышленная экспансия и, главным образом, наращивание мощи военно-морского флота Германии)
  • Противоречия из-за колоний, сфер влияния и рынков сбыта.
  • Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы.
  • Повсеместное усиление националистических настроений.

– Давайте познакомимся с причинами каждой страны-участницы, и определим, к какой из общих причин относятся каждая из них (раздаточный материал).

  • Германия стремилась разгромить Англию, лишить её морского могущества и переделить французские, бельгийские и португальские колонии и утвердиться в богатых аравийских провинциях Турции, ослабить Россию, отторгнуть у нее польские губернии. Украину и Прибалтику, лишив её естественных границ по Балтийскому морю.
  • Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний.
  • Турция при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья.
  • Англия стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины, на захват которых питала надежду и Германия.
  • Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г, и захватить Саарский бассейн.
  • Россия вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией, добиваясь свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединия Галиции и нижнего течения Немана.
  • Поляки видели в войне возможность воссоздания государства, разрушенного разделами XVII.
  • Италия даже находясь в союзе с Австро-Венгрией, мечтала вернуть свои земли Трентино,Триест и Фиуме.Долго колебавшаяся между Тройственного союза и Антантой Италия, в конечном счете связала свою судьбу с Антантой и воевала на её стороне из-за проникновения на Балканский полуостров.
  • В течении трех лет войны Соединенные Штаты Америки занимали нейтральную позицию, наживаюсь на военных подставках обеим воюющим коалициям. США вступили в войну (апрель 1917 г), намеревался продиктовать ослабленным странам условия мира, обеспечивающие мировое господство американского империализма.

– Зная причины участия европейских государств в Первой мировой войне, определите характер войны?

– Обратите внимание на таблицу «Хронология объявления войны» (Слайды 5-7) . Мы видим, как постепенно в войну втягивались десятки государств.
30 июля Николай II подписал указ о всеобщей мобилизации. Германия 1 августа 1914 г. объявила войну России затем Франции. После вторжения германских войск в Бельгию 4 августа в войну вступила Великобритания. Италия объявила о нейтралитете, 4 июля о нейтралитете заявили США. К Антанте примкнули: Япония, Италия, Румыния. Германия вовлекла в войну на свою сторону Турцию. Союзникам России было выгодно, что Турция начала военные действия на черном море и в октябре 1914 г. Россия объявила войну Турции. Впоследствии Болгария выступила на стороне Германии. Так началась Первая мировая война. А. Керенский писал: «Мировая война, которая вызревала в сердце Европы в течение нескольких лет, обрушилась на Россию подобно урагану. Ни одна великая держава в Европе так не нуждалась в мире, так не жаждала его, как Россия после войны с Японией»

– Послушайте следующее стихотворение и ответьте на вопрос: Какие настроения преобладали в обществе после вступления России в войну?

С. Городецкий.

Подвиг войны

Не первый вечер пели волны
В народном море, и стонал
Стихийный ветер, мощи полный,
И к небу гимн летел, как вал;
Опять на небе пламенела
Заря, невиданно ясна,
Когда из вражьего предела
Домчалась весть войны. Война!
Война! Война! Так вот какие
Отверзлись двери пред тобой,
Любвеобильная Россия,
Страна с Христовою судьбой!
Так приими ж венец терновый
И в ад убийственный сойди
В руке с мечом своим суровым,
С крестом, сияющим в груди!
Прости, несжатый, мирный колос!
Земля родимая, прости!
Самой судьбы громовый голос
Зовет Россию в бой идти.
Не празден будет подвиг бранный,
В крови родится новый век,
И к пашне, славой осиянный,
Вернется русский человек…

Ход военных действий (по этапам):

А) планы сторон в начале каждого этапа
Б) основные сражения и события
В) военные и политические итоги этапа.

В истории Первой Мировой войны можно выделить следующие этапы:

1) кампания 1914 г (провал стратегии быстротечной войны; переход от маневренных к позиционным формам борьбы)
2) кампания 1915 г (срыв германского плана выхода России из войны; позиционная война)
3) кампания 1916 г (переход стратегической инициативы к странам Антанты)
4) кампания 1917 г (наступление Антанты; выход России из войны)
5) кампания 1918 г (общее наступление Антанты; капитуляция Германии)

(Слайды 8-16). Перед учащимися лежат карты-планы Генеральных штабов России, Англии, Франции и Германии. На основе этих карт учащиеся составляют рассказ о планах сторон, особое внимание уделить причинам планам Германии, плана Шлиффена.

Заслушивается сообщение о плане Шлиффена.

1914 г на карте показывают основные направления военных действий. 1915 г по карте следим за ходом военных действий. Отвечаем на вопрос об одной из причин поражения русской армии в 1915 г.
1916 г события 1916 г показываются на карте, показ сопровождается слайдами «Наступление немцев на Верден»
1917-18 гг.события показываются на карте

(Слайды 17-21) . Герои и полководцы

Подготовленные учащиеся знакомят с воспоминаниями Д.И.Деникина и других участников войны. Заслуживаются сообщения учащихся о героях войны.

(Слайды 22-24) Итоги войны

Учащиеся делают выводы об итогах войны.

– По мнению современных историков, 3 фактора полностью изменили облик войны: использование новых видов оружия, которое увеличивает число убитых и раненых; храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь; изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война становится тотальной; пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.

Закрепление

Домашнее задание: параграф 1, творческое задание по выбору.