» » Звук ш в словах что и большой. Картотека автоматизации звука ш. Проговаривать предложения со звуком «ш»

Звук ш в словах что и большой. Картотека автоматизации звука ш. Проговаривать предложения со звуком «ш»

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и фразовой речи. Многие знают, что порой автоматизация звука в речи ребенка занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому только ежедневный упорный труд дает положительные результаты. А для того, чтобы ребенку было интересно заниматься, очень важно провести занятие в интересной игровой форме, а еще лучше увлечь его в увлекательное путешествие со сказочными героями.

Надеюсь, что разработанный мною конспект подгруппового занятия Вы оцените и добавите в свою педагогическую копилку.

Тема: «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи»

Форма занятия: подгрупповая (старшая логопедическая группа)

Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах, фразовой речи;

1. Коррекционно-образовательная: закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи;

2. Коррекционно-развивающие: продолжать развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас, развивать логическое мышление;

3. Коррекционно-воспитательная: Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.Оборудование: карандаши, листы с заданиями, сказочный герой мышонок Мыша.

Ход логопедического занятия

1. Организационный момент.

Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

– Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться. Почистил зубки, причесался и собрался в путь. Он решил, что со всеми теперь он будет вежливый и всегда будет рад помочь друзьям. И так наш мышонок собрался в путь. И вас, ребята, мышонок приглашает в путешествие. Отправимся с нашим другом? Для этого нам с вами необходимо подготовиться. Давайте выполним следующие артикуляционные упражнения.
(появляется сказочный герой – игрушка мышонок Мыша)

2. Артикуляционные упражнения:

«Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варение»,«Грибок», «Лошадка».

3. Сообщение темы. Ребята, какие звуки повторяются в словах Мыша и мышонок.? Верно, это звуки [ш] и [м]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш].

4. Анализ артикуляции. — Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? Губы выдвигаются вперед, они похожи на бублик.

А что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? Язык поднимается к небу, за верхние зубы.

Какой воздух теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносимэтот звук? Поднесите ладонь ко рту и проверьте.

5. Закрепление изолированного звука [ш]. Наш мышонок Мыша шел по лужайке и услышал, что в траве кто-то шипит. Мышонок посмотрел внимательно и увидел маленького ужонка. Он делал так: «Ш-ш-ш-ш-ш», так как не мог найти дорогу домой. Мышонок Мыша помог маленькому другу добраться до своего домика. Давайте и мы с вами попробуем так шипеть. Проводите пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: «Ш-ш-ш…»

6. Характеристика звука [ш]. Ребята, расскажите мышонку Мыше все про звук [ш]. Какой он?

1) Согласный или гласный? (согласный, т.к. ниточка рвется, песенка не поется, обозначается синим цветом и живет в синем замке).

2) Твердый или мягкий? (всегда твердый, дети стучат молоточками).

3) Глухой или звонкий? (глухой, дети зажимают уши ладошками).

7. Развитие фонематического слуха.

Мышонок Мыша, собираясь в путь, сложил в сумку все свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. В сумке у мышонка: шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шляпа.

8. Воспроизведение прямых и обратных слогов. Игра «Рифмы».

Идет мышонок Мыша по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у него получается:

Ша-ша-ша- мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо пишу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Аш-аш-аш- дайте карандаш.
Ош-ош-ош- у меня нож.
Уш-уш-уш- теплый душ.
Иш-иш-иш- у меня малыш.
Ошка-ошка- на окошке кошка.
Ишка-ишка маленькая мышка.

Ребята, а вы сможете пропеть такие песенки? (дети четко проговаривают рифмы со звуком [ш])

9. Звуко-буквенный анализ.

Не успел мышонок Мыша допеть последнюю песенку, как неожиданно ему на пути повстречался еж. Мышонок поздоровался с ежиком, и тот предложил ему поиграть в игру. Игра называется «Найди слово». Мышонок охотно согласился и стал думать. Ребята, у каждого из вас на столах лежат листы с заданием. Давайте поможем мышонку определить место звука [ш] и правильно проведем «дорожки» от слова к схеме.

10. Физминутка.

Ну, а сейчас мы немножко отдохнем и поиграем. Дети сидят на стульчиках, взяв в руки «руль», медленно вращают его, припевая:

Завели машину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Накачали шину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Улыбнулись веселей
И поехали скорей!
(повторить 2-3 раза).

11. Лексико-грамматические игры и упражнения.

Образование относительных прилагательных: А после того, как Мыша поиграл, он любит вкусно покушать.

Каша из пшена какая?
Сок из вишни какой?
Компот из груш какой?
Конфеты из шоколада какие»?

Дети отчетливо произносят слова со звуком[ш]: пшенная, вишневый, грушевый, шоколадные.

12. Игра «4-йлишний».

Мышонок продолжал свое путешествие. И встречал все новых друзей. В этот раз он встретил мишку-шалунишку и помог ему справиться с заданием. Ребята, а давайте и мы с вами поиграем в игру «4 лишний». Отчетливо проговаривайте лишнее слово со звуком [ш] (вишня, шапка, шило, кошка). На доску выставляются картинки с предметами:

13. Упражнение «Закончи предложение по картинкам».

Ну, а в этот раз необходимо было помочь маленькому лягушонку, который не мог правильно составить предложения. Послушай и закончи предложения, используя нужную картинку (картинка выставляется на доску). Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук [ш].

У Миши новая …
Папа едет на …
Даша нашла …
Маша помогает…

14. Загадки.

А сейчас, ребята, мышонок Мыша приготовил для вас загадки. Вы любите отгадывать загадки? Давайте отгадаем их, а в этом нам помогут картинки (картинки стоят на доске) Четко проговаривайте отгадку со звуком [ш].

Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой».
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.

В зеленой избушке
Живут подружки
Словно бусинки, круглы,
Изумрудны и малы.

Сижу верхом,
Не ведаю на ком.
Знакомца встречу-
Соскочу, привечу.

Зеленый плот
По реке плывет.
На плоту — красавица
Солнцу улыбается.

Кто я — догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу.

Два брюшка, четыре ушка.

Утром выпадет снежок-
Во двор выносим санки,
Куртку не забыв надеть
И теплую …..

Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
Кто это?

15. Итог логопедического занятия.

Ребята, с кем мы сегодня путешествовали? Какой звук мы учились произносить? Давайте простимся с нашим гостем и пообещаем ему, что мы тоже со всеми всегда будем вежливыми.

Автоматизация звука Ш в словах

Проговаривать слова со звуком «ш» в начале слова

Шкаф, шнур, шпалы, шторы, школа, школьник, швея, шпоры, шкура, швабра, штука, шпага,
Шар, шум, шок, шапка, шить, шуба, шина, шахта, шахматы, широкий, шея, шарф, шорты, шило, Шура

Шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, шахматы, шорох, шёл, шёлк, шёпот, ширь, шило, шина, шить, шили, ширма, шум, шут, шуба, шутка, шуруп, шутить, шея.

Шинель, шипеть, широкий, шиповник, швы, швея, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкура, шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шницель, шнурок, штаб, шмель, шпалы, шпагат, шпион, шпиль, штамп, штопать.

Штора, штопор, штука, штурвал, штык, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, лапша, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.


Проговаривать слова со звуком «ш» в середине и конце слов

Ма-ша, Да-ша, Ми-ша, Па-ша, Лё-ша, ка-ша, ма-ши-на, вы-ше, ти-ше, пи-шу, но-шу, ко-шу, ды-шу, па-шу
Мы-шка,пу-шка, поду-шка, лягу-шка, кату-шка, вы-шка, ко-шка,марты-шка, лепё-шка, карто-шка, петру-шка
Мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, мишень, ошейник, решение, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, решили.
Ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа, Андрюша, чешуя, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.
Душ, кыш, мышь, ваш, наш, этаж, саквояж, багаж, камыш, стриж, экипаж, нож, ёж
Ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка.
Вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш, Яшка, бляшка, гуляш, даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, пешка, орешки, вешний, внешний, поёшь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь.
Башмак, башлык, кашне, каштан, ушли, петушки, бабушка, дедушка, ландыш, детёныш, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, тушканчик, донышко, пёрышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.

Сосчитай до пяти.

Один камыш, два камыша………….пять камышей.
Один шалаш, два шалаша…………..пять шалашей.
Одна шуба, две шубы……….………пять шуб.
Одна школа, две школы………….…пять школ.
Одно шило, два шила…………….…пять шил.

Пышка – вышка кадушка – подушка
школа – школьник камушки – кумушки
шкаф – ушко пушка – мушка
багаж/ш/ - гараж/ш/ кошки – мышка

Запомни и повтори ряд слов.

Шум – шумный – шуметь шут – шутливый – шутить
шаг – шагом – шагать шахтер – швея – штурм
малыш – бабушка – дедушка штаны – рубашка - шуба


Автоматизация звука Ш в предложениях



Проговаривать предложения со звуком «ш»

На вешалке шуба и пушистая шапка. Маша надела шарф. Паша пошёл в школу. Кошка ловит мышку. Мышка убежала от кошки. Машина везёт пшеницу. В мешке шишки. Дедушка режет картошку. Бабушка вяжет шарф. Миша завязал шнурки. Маша несёт в лукошке ёжика.

Хороши в дорожку пирожки с горошком. Хороша Маша, да жаль что не наша. Шапка да шубка, вот и весь Мишутка. У Маши гамаши, у Мишки штанишки. Шесть мышат в норке шуршат. Тише, тише, не шумите, нашу Машу не будите. Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше.

Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Лёши ландыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Ум хорошо, а два лучше. В гостях хорошо, а дома лучше.

У Димы шапка – ушанка. Маша надела новую шубу. Алеша потерял шарф. Яша едет на лошадке. Даша не шали. Даша и Антоша шагают в ногу. Алеша подарил Маше цветные карандаши. Миша нашёл камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Шипы колючие. Гриша и Миша гоняют шайбу. Лёша ел пшённую кашу. Дальше в лес – больше дров.

Наш мишутка любит шутки. Готовит Наташа пшённую кашу. У нашей машины шипы на шинах. Идёт пешком мышонок с мешком. Маша и Даша шьют шубу Наташе. У Катюши на подушке вышита кукушка. Я нашла катушку у Маши под подушкой. Мошки и букашки мешают Гоше и Паше.

Мама шьёт на швейной машине. У бабушки шёлковая шаль. Даша вымыла голову шампунем. В Машиной шкатулке много шпулек и катушек. Маша надела шубу, шапку, шарф, валенки и пошла гулять с Наташей. Алеша нашёл много волнушек и шампиньонов. В одно ушко вошло, а в другое вышло.

Я по камушкам пошёл, шубу шёлкову нашёл. У Маши на кармашке маки и ромашки. Шапка да шубка – вот он, наш Мишутка. Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка. Метил в лукошко – попал в окошко. Тише, мыши, кот на нашей крыше. Зашумите – он услышит. Шапкой Мишка шишку сшиб. Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

Клеить детские игрушки поручается Андрюшке. Со своим большим мешком еле-еле шёл пешком. Долго-долго крокодил море синее тушил. Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку. Нет, твой голос не хорош, слишком тихо ты поёшь. Купался Иванушка у белого камушка. Двое пашут, а пятеро руками машут.

Ленивой кошке мышей не поймать. Мал горошек, да кашу варит. По пташке и гнездышко. Шила в мешке не утаишь. Что посеешь, то и пожнёшь. Больше думай – меньше говори. Кошки нет дома – мышам воля. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Что напишешь пером, то не вырубишь топором. Нашему Вaнюшке всегда под ногами камешки. За работу пастушку дайте сыру-творожку. Дела на вершок, а слов на мешок. Тише едешь – дальше будешь. Душа ушла в пятки. Кому вершки, а кому корешки. Шагал шакал с кошёлкой, нашёл кушак из шёлка.
Маша шьёт штанишки плюшевому Мишке.В шалаше шалят ребятишки.Маша ест пшённую кашу.Гриша и Миша гоняют шайбу.Даша надела широкий шарф.Ландыши хороши.Малыши шагают в школу.Миша и Паша едут на лошадке. Миша нашёл камешки.По шоссе идёт машина. Наташа пишет письмо Шуре.Паша и Наташа, прошу не шуметь.У Лёши ландыши и ромашки. У Маши шляпа и шарфик.У реки камыши и кувшинки. У шиповника острые шипы.Хороша уха из ершей.


воспользуйтесь само записью

в интернет-регистратуре



Автоматизация звука Ш в чистоговорках


Ша-ша-ша- ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Ша-ша-ша - ша-ша-ша - Маша моет малыша.
Шо-шо-шо- Шо-шо-шо- Паша пишет хорошо.
Шо-шо-шо- Шо-шо-шо - мы рисуем хорошо.
Шу-шу-шу- Шу-шу-шу - буквы на доске пишу.
Шу-шу-шу- Шу-шу-шу - хорошо я их пишую.
Ши-ши-ши- Ши-ши-ши - вот играют малыши.
Ши-ши-ши- Ши-ши-ши - у них есть карандаши.
Аш-аш-аш- Аш-аш-аш - это Мишин карандаш.
Аш-аш-аш- Аш-аш-аш - это Машин карандаш.
Ош-ош-ош- Ош-ош-ош - я на дедушку похож.
Ош-ош-ош- Ош-ош-ош - я на бабушку похож.
Уш-уш-уш- Уш-уш-уш - папа починил наш душ.
Ша-ша-ша - нет карандаша.
Шо-шо-шо - нам гулять хорошо.
Шу-шу-шу - я сижу и не шуршу.
Ши-ши-ши - притихли малыши.
Ше-ше-ше - радостно душе.

Про Таню

Ша-ша-ша-ша,
Наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо,
И поет хорошо.
Шу-шу-шу-шу,
Поет песню малышу.
Ши-ши-ши-ши,
Любят песни малыши.

Песня малышу

Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Шу-шу-шу-шу,
Поем песню малышу.
Ши-ши-ши,
С нами пели камыши.
Шо-шо-шо,
Получилось хорошо.



Автоматизация звука Ш в пословицах


Богатство, что вода: пришла и ушла.
Большому кораблю - большое плаванье.
В лес не съездишь - так на печи замёрзнешь.
Дружба как стекло: разобьёшь - не сложишь.
Зимою шубка не шутка.
Не давши слово, держись, а давши, крепись.
Нет лучшего друга, чем матушка.
Поспешишь - людей насмешишь.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Тише едешь - дальше будешь.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Шила в мешке не утаишь.



Автоматизация звука Ш в стихах


Наша ёлка велика!
Наша ёлка высока!
Выше папы, выше мамы -
Достаёт до потолка.

*****
Ленивая кошка не ловит мышей.
Ленивый мальчишка не моет ушей.
Ленивая мышка не выроет норку.
Ленивый мальчишка не любит уборку.
Ленивая мушка не хочет летать.
Ленивый мальчишка не хочет читать!
Что делать, скажите, добрейшей старушке,
Когда завелись у старушки в избушке:
Ленивая кошка, ленивая мышка,
Ленивая мушка, ленивый мальчишка.

*****
В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к Шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
- Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко прошепчу
Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши -
Тишину послушай!..

*****
Ш-ш-ш. Тихонько притаитесь.
Ш-ш-ш. Ни чуть не шевелитесь.
В прятки в тишине играют –
Лишь тогда вас не поймают.

*****
Шершень шустрый прилетел,
Шершень на цветочек сел.
Шершень посидит немножко
И отправится в дорожку.

*****
Маша любит кушать кашу,
Маша говорит Наташе:
«Кашу кушать все должны,
Каши детям всем нужны».

*****
Петушок, петушок, золотой гребешок.
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?

*****
Наша Маша хороша,
Ходит Маша не спеша,
Наша Маша маленькая,
На ней шубка аленькая.

*****
Мышка в кружечке зелёной
Наварила каши пшённой.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.

*****
На кухне кошка готовит лепёшки.
Любит лепёшки котёнок Тимошка.

*****
Вышивает Даша мишку,
Маша вышивает мышку.

*****
Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.

*****
Миша и Паша шайбу гоняют,
Маша и Даша им не мешают.

*****
Шагают по опушке мышки,
Под мышками у мышек книжки.

*****
Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь, как мяч.

*****
Петушок, петушок!
Подари мне гребешок!
Ну, пожалуйста! Прошу!
Я кудряшки причешу.

*****
Затихает шорох шинный,
Наступает час мышиный.
Ночью пусть пируют мыши:
Тише, тише, тише, тише.
(И. Токмакова)

Воробей
- Воробей, чего ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь.
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
(А. Тараскин)

Мыши
Наши мыши – ваших тише,
Не шуршат по погребам.
К вам не ходят наши мыши.
Не пускайте ваших к нам.
(В. Степанов)

Птичка
Птичка под моим окошком
Гнёздышко для деток вьёт,
То соломку тащит в ножках,
То пушок во рту несёт.

Миша пишет
Вот детишки Маша, Миша.
Маша меньше, Миша выше.
Миша Маше что-то пишет.
Отгадай, что пишет Миша.

*****
Пять ребят живут в избушке,
Пять маслят вблизи опушки.
У масляток – шапочки
У ребяток – тапочки.

Мышь как мышь
Мышь как мышь, сама с вершок!
Влезла мышка на мешок.
Позвала к себе мышат.
Пусть крупою пошуршат!
Пошуршать бы пошуршали!
Только кошки помешали…
(Г. Лагздынь)

Бабушка
У бабушки нашей хватает забот:
Для Тани с Наташей и вяжет, и шьёт.
Читает им книжки, поёт перед сном,
Гулять ребятишек ведёт перед сном.
(З. Александрова)

Мышки
Пляшут мышки – шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише, мышки,
Не мешайте спать братишке.
(А. Стародубова)

*****
Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.

*****
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, Мишутка.

*****
У Маши – котёнок Тимошка,
У Миши – мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы немножко.

*****
Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки!

Мышонок и мышь
Мышонку шепчет мышь:
- Ты всё шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише.
(А. Капралова)

Лягушата
У речушки, вдоль опушки,
Мимо вспаханных полей
Шли ленивые лягушки
В гости к бабушке своей.
(И. Демьянов)

Шишки у Мишки
Бросил палку сверху Мишка.
- Падай в шапку с ёлки, шишка!
Шишка – хлоп по голове.
Стало шишек сразу две.
(Е. Петрищева)

Ручеёк
- Ручеёк, куда спешишь?
- К речке, к речке, мой малыш!
- Ручеёк, когда ты спишь?
- Никогда не сплю, малыш.
(Г. Виеру)

Пекарь
Я песок мешаю с глиной, как муку.
На горячем камне к ужину пеку:
Крендель для матрёшки, клоуну – лепёшки,
Пряники для мишки, заиньке – коврижки.
(Г. Ладонщиков)

Ромашки
Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки – будто луговые.
Ромашки, ромашки – прямо как живые.
(М. Пляцковский)

Везёт нас лошадка
Везёт нас лошадка, лошадка, лошадка –
Ни шатко, ни валко, ни валко, ни шатко.
Стегнуть бы кнутом бы лошадку,
Да – жалко.
(А. Шибаев)

Мошки
Облепили лампу мошки,
Греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки!
Обожжёте ножки!
(В. Лунин)

*****
На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет!
(А. Шибаев)

Когда играешь сам
Когда один играешь, танцуешь и поёшь,
То маме не мешаешь и ныть перестаёшь.
Тогда рисуешь, пишешь, сидишь в углу, как мышь.
И шума не услышишь, хотя весь день шумишь.

Ромашки
Нарядные платьица, жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одёжке.
Такие весёлые эти ромашки –
Вот-вот заиграют как дети, в пятнашки.
(Е. Серова)

Лягушки
На старой кадушке
Сидели лягушки
Зелёные ушки,
Тупые макушки.
Я к ним подошёл,
Они в воду бултых!
И нечего больше
Сказать мне про них.
(В. Степанов)

Семейка
Мышка в кружечке зелёной
Наварила кашки пшённой.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось,
Ни крупинки не осталось!
(С. Маршак)

*****
Шорох, шептанье, шум под окном,
Шлёпанье лёгкое…Кто это – гном?
Шшш! Там за шторами, возле окна,
Шустрым мышонком шуршит тишина.
(В. Лунин)

*****
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.


воспользуйтесь само записью

в интернет-регистратуре

логопед Илюхина Светлана Владимировна



Автоматизация звука Ш в текстах


Перескажи тексты, чётко проговаривая звук Ш.


Шалун Миша


Миша - шалун. Шалил с кошкой. Кошка мяукала. Бабушка отняла кошку.
Ушёл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой.

Яша и Алёнушка


Ушла мама в аптеку. Дома Алёнушка и Яша. У Яши башня, катушка и пушка. У Алёнушки матрёшка и кукла Малышка. Матрёшка на подушке. Взяла Алёнушка Малышку. Стала кормить её кашкой. Потом надела на Малышку рубашку, башмаки.
А Яше надоели игрушки. Катушку он отдал кошке. Катает кошка катушку. Идёт Яша на кухню. Берёт ватрушку и даёт кошке. Посмотрел в окошко. Видит Яша, что идёт мама.
Пришла мама. Она довольна, что Алёнушка и Яша играют.

Кошка и мышка


Ушли все из дома. А кошка была дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка поймала мышку.

На опушке


Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла на опушку леса. Там росли ромашки. На ромашках сидели букашки. Недалеко речушка. У речушки камыши. Там квакают лягушки. На дереве сидит кукушка. Присела Алёнушка на брёвнышко. Отдохнула и пошла домой.


Ландыши любят тень под дубками. Подойдёшь к месту, где ландыши. Ландышей видимо–невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей – и домой. Хороши ландыши!



Автоматизация звука Ш в скороговорках


Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Мышь широкими шагами шаркала по мостовой.
В камышах шуршат мышата,
Шумно плещутся в ушатах.

Широкие шины
Шикарной машины
Бесшумно шуршат по шоссе.

Сшила Шура шикарную шубу.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!


Загадки "Звук Ш"


Выучить загадки.
Старушка ползёт, избушку везёт. (Улитка)

Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыши)

Висит груша нельзя скушать. (Лампочка)

На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.(Одуванчик)

Пляшет крошка, а у крошки всего одна ножка. (Юла)

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (Гриб)

Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится.(Яма)

В большой избе – избушка, а в избушке – щебетушка. (Птица в клетке)

Решила раз шалунья - кошка
Со мною поиграть немножко.
По комнате меня катала,
На мне все нитки размотала.
(Катушка)

Угадайте, что за шапка – меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у ствола грызёт кору. (Заяц)

Идёшь, идёшь, конца не найдёшь. (Дорога)

Под крышей ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол)

Голова на ножке, в голове – горошки. (Мак)

Сидит на крыше всех выше и дымом дышит. (Труба)

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы!
(Гриб)

С неба падают ледышки,
Прямо падают в ладошки.
Есть ледышки меньше крошки.
Есть ледышки больше шишки.
(Град)

Не смотрел в окошко – был один Антошка.
Посмотрел в окошко – там второй Антошка!
Что это за окошко, куда смотрел Антошка?
(Зеркало)

воспользуйтесь само записью

в интернет-регистратуре

логопед Илюхина Светлана Владимировна

из них является использование в работе мелких объ­ёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируе­мый звук*. Этот приём также помогает активизиро­вать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за­нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж­дает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про­ведении следующих игр:

    Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленное на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

    Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при дви­жении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующе­го хода. Например, шапка - направо, шахта - направо, шайба - вниз...».

    Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, - через одну.

    Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова - названия картинок лабирита. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 5-10). Если при прохождении лаби­ринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребёнок должен придумать слово с автомати­зируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звука происходит в словосочетаниях, предложениях, рас­сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре­зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора­дуют.

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

(1) Автоматизация звука С в игровых упражнениях

(2) Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

()^ Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

(4) Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

(5) Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

(б) Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне­ниях

(7) Автоматизация звука Л в игровых упражнениях (

9^ Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях

(9) Автоматизация звука Р в игровых упражнениях

(10) Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизации звука Ш. Материал, предло­женный автором, превращает однообразную и моно­тонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, раз­вивается мелкая моторика, творческое воображе­ние.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова­нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа сло­гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, вни­мания, мышления. Всё это является в свою очередь сво­евременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звука Ш проводится по традицион­ной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем пред­лагаются упражнения на автоматизацию звука Ш изо­лированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приёмов. Одним

* На обороте обложки представлены следующие пло­ские игрушки: мышонок, мишка, петушок.

Произнеси слова правильно

Башня, башенка, чашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш.

Душ, тушь, пушка, опушка, кукушка, игрушка, катушка, кормушка, ракушка, лягушка, подушка, кадушка, дедушка, бабушка, пушинка, тушканчик.

Финиш, домишко.

Мошка, кошка, крошка, окошки, горошек, лукошко, ладошка, картошка, окрошка.

Мышь, мышка, малыш, камыш, пышка, вышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка.

Орешки, крепыш, погремушка.

Задания

Скажи ласково. Вишня -вишенка, кошка -кошечка, мышь -мышка.

Какая буква заблудилась в этих словах? Котка, мотка, мытка, шишка.

Почему так назвали первое блюдо - окрошка ?

Ребус. Рисунок 12. (См. цв. вклейку.) Чайник, автобус, шуба, куст, апельсин. Назови предметы. Выдели первый звук в названии предметов. Составь слово из этих звуков. (Чашка. )

Автоматизация звука [ш] в словах со стечением согласных

Произнеси слова правильно

Штаб, штанга, штаны, штабель, штамп, штопка, штора, штопор, штурвал, штучка, штык.

Шкаф, шкатулка.

Шляпа, шлем, шлюпка.

Школа, школьник.

Шпалы, шпагат.

Задания

Замени в слове шпиль звук [п"] на звук [т"]. Какое слово получилось? (Штиль. )

Слоговая цепочка. Мышка -катушка -кадушка.

Скажи ласково. Шляпа - шляпка, шуба - шубка, штаны - штанишки, рубашка - рубашечка, шишка - шишечка, шапка - шапочка, мышь - мышка, шар - шарик, катушка - катушечка.

Подбери рифмы. Картинки и слова. Два столбца рисунков.

Мышь - тишь, кошка - мошка, крошка - кошка - морошка, кадушка - катушка - подушка - подружка, избушка - кадушка, игрушка - кукушка, подушка - лягушка, мишка - мышка, шишка - Тишка, пушки - ушки, сушки - мушки, старушка - ватрушка, окошко - лукошко, окрошка - картошка, петушок - гребешок.

«Правильно ли это?» Стреляют сушки, пекут пушки. На болоте растет кошка, под столом сидит морошка. На дереве -игрушки, а в руках детей -кукушки.

«Бесполезные и полезные советы старухи Шапокляк». Солите лягушек в кадушках. Положите кукушку спать на подушку. Бросайте катушки в окна избушки. Положите мошку в лукошко. Не сорите в избушке. Солите волнушки в кадушке. Угостите старушку ватрушкой. Не губите лягушек! Берегите кукушек!

Повторите сначала полезные советы. Почему остальные советы можно назвать бесполезными?

Что лишнее? Рисунок 13. (См. цв. вклейку.)

Составь из букв имя девочки и названия ее одежды.

А, К, А, П, М, Ш, Б, Л, У, Р, Ф.

Какая буква потерялась? ...мель, рома...ка, карто...ка.

Чем отличаются эти слова? Мошка - кошка. Шляпка - шлюпка. Шубка - шутка. Шпала - лапша. Чем они похожи?

«Что куда?» Волнушки в... (кадушку ), перышки в... (подушку ).

«Что кому?» Малышу - погремушку, детишкам - игрушки, старушке - ватрушки, Машеньке - вишенки, Мишеньке - штанишки, рубашку, лягушке - мошку, Чебурашке - ромашку, петушку - зернышки.

Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях

Дополни слово.

Шерстяной..., шерстяная..., шерстяное..., шерстяные..., пушистый..., пушистая..., пушистое..., пушистые..., большой..., душистый..., широкий..., хороший... .

Подбери нужные слова.

Что ты делаешь? Скажи о себе. Я ... (шагаю, дышу, машу ); музыку... (слушаю ); ложкой суп... (мешаю ); задачи... (решаю ); иголкой... (шью ).

Скажи о Мише. Миша, ты глазами... (смотришь, моргаешь, глядишь ); ушами... (слушаешь ); ногами... (идешь, ходишь, бегаешь, шагаешь ); руками... (ловишь, бросаешь, машешь, делаешь ); дверь... (открываешь, закрываешь ); мячик... (ловишь ); с куклой (играешь ); карандашом... (рисуешь ); на машине... (едешь ); в самолете... (летишь ).

Представь, что мама послала Машу в магазин. Мы будем угадывать, что она делает, и говорить ей об этом. Ты в магазин... (заходишь ), продукты... (выбираешь ), деньги... (платишь ), продукты в сумку... (кладешь ), домой... (приносишь ), из сумки... (выкладываешь ), в холодильник... (кладешь ).

Скажи о себе. Я письмо... (напишу ), дырочку на платье... (зашью ).

Ситуация, когда дети плохо выговаривают или не выговаривают вовсе некоторые буквы алфавита, очень распространенная. Буква «Ш» является одной из наиболее сложных в произношении. И это касается практически всех шипящих.

Если произношением ребенка постоянно заниматься, то он очень быстро научиться говорить букву «Ш» без привлечения логопеда. В этой статье мы рассмотрим основные причины возникновения проблемы, а также изучим упражнения, которые в дальнейшем вам очень помогут.

Если вы замечаете, что ваш ребенок плохо выговаривает эту букву, то желательно пройти обследование у логопеда. Возможно, проблема неправильного произношения вызвана нарушением слуха. В этом случае необходима помощь специалистов.

Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Важно учитывать, что проблема может быть с произношением и других шипящих. Поэтому, если вы решили научить ребенка говорить букву «Ш», то следует быть готовыми к тому, что придется корректировать и другие звуки.

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:

  • Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
  • Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
  • «Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
  • Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
  • Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
  • Отставание в развитии. Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
  • Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.

Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминаем язык

Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
  • «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
  • «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
  • «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.

Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.

1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша.
2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .

Разминаем губы

Для разминки губ подойдут следующие упражнения:

  • «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
  • Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
  • «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.